Пурим: Карнавал всезнающего? Полный текст: Как Хазаль (мудрецы) превратили комичную и забавную историю Книги Эстер в священные писания? Три проблемы стояли перед мудрецами, когда они включили Мегиллу в священные тексты:
Пурим: Карнавал всезнающего?
Полный текст:
Как Хазаль (мудрецы) превратили комичную и забавную историю Книги Эстер в священные писания?
Три проблемы стояли перед мудрецами, когда они включили Мегиллу в священные тексты:Первая: Как добавить новый текст в священные писания и канон?Вторая: Чтобы история получила "великую привилегию" быть частью канона, она должна быть написана под духом святости (божественным вдохновением).Третья: Запрещено добавлять праздники, не записанные в Торе, так как же они добавили Пурим?Мудрецы преодолели эти три проблемы способом, вызывающим смех.Главное религиозное послание, которое Хазаль приписывает истории Мегиллы — хотя оно вовсе не упоминается в Мегилле — это победа евреев над семенем Амалика. Амалик в еврейском сознании символизирует народ, который противостоял Богу.И как Хазаль все же сумели впихнуть нос Амалика в Мегиллу, которая к нему не имеет никакого отношения?Очень просто: Мудрецы превращают Хамана Агагита в Хамана Амаликита. (Песикта Раббати, Параша 13) Как будто автор Мегиллы намеренно скрыл и утаил главное послание, и вместо того чтобы написать "Хаман из семени Амалика", написал "Агагит".Из этого следует, что по мнению мудрецов, история Мегиллы — это прямое продолжение торского повеления стереть память об Амалике, и это дало "вдохновение" мудрецам добавить Мегиллу в священные писания как часть повелений о уничтожении Амалика. Так написано в Талмуде:Эстер попросила мудрецов: Напишите Книгу Эстер и присоедините ее к священным писаниям. (Хазаль знают историю в мельчайших деталях и подробностях... как малыши в детской площадке.)Мудрецы отказались присоединять ее к священным писаниям без доказательства из Писания, пока наконец не нашли для нее основу в Торе:"Запиши это как памятование в книгу... (ибо Я совершенно сотру память об Амалике')" Они истолковали и проповедовали стих так:"Запиши это": Запиши уничтожение Амалика в Книге Исход и Книге Второзакония."Памятование": Запиши уничтожение Амалика в Пророках ["Я непременно отомщу за то, что сделал Амалик" — Самуила I, 15:2]."В книгу": Запиши уничтожение Амалика в Книге Эстер. (Мегила 7a).Не все мудрецы согласились полагаться на эту вымышленную мидраш; например, Шмуэль считает, что Книга Эстер не была написана под духом святости, и поэтому ее не следует писать как часть священных писаний (Мегила 7a).И откуда мы знаем, что Книга Эстер была написана под духом святости?Это просто для меня, потому что если мы имеем дело с малышами, то какая проблема?Рабби Элиэзер говорит: Книга Эстер была написана под духом святости, как сказано: "И сказал Хаман в сердце своем". Откуда писатели и авторы Мегиллы знали, что возникло в сердце Хамана?Неизбежно, дух святости почивал на них, и поэтому они знали, что было в его сердце. Нет ничего более комичного, чем превращать вымышленный сюжет в фактическую, серьезную, святую и божественную историю. Представьте нашу реакцию, если бы мы увидели общину, относящуюся к истории "Красной Шапочки" как к священным писаниям исключительно потому, что там написано "И сказала Красная Шапочка в своем сердце", и на протяжении поколений они читали бы сюжет с трепетом и любовью, записывая его с величайшей точностью и заботой.Чтобы добавить к насмешке, рабби Акива привел дополнительное доказательство: Рабби Акива говорит: Эстер была написана под духом святости, как сказано: "И нашла Эстер милость в очах всех видевших ее". И как авторы Мегиллы знали, что Эстер нашла милость в очах всех видевших ее? Разве они спросили всех зрителей? Неизбежно, дух святости почивал на них, и поэтому они знали, что чувствовали зрители Эстер.И как они вводят новый праздник и добавляют к заповедям Торы?Это тоже не проблема.Третья проблема в том, что они придумали праздник из своих сердец, а это запрещено: "Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею" — это только те, что записаны в Торе, и нет разрешения добавлять к ним.Не беспокойтесь, это совсем легко; Хазаль просто вывели кал ва-хомер (аргумент a fortiori): Когда мы вышли из рабства к свободе (Исход из Египта), мы поем Песнь Моря — тем более, когда указ Хамана о смерти обратился в жизнь, как сказано "поете", что есть чтение Мегиллы (Мегила 14a).Именно так: Пророки не могут вводить заповеди, но мудрецы могут рассуждать сомнительный кал ва-хомер и получать разрешение добавлять, вводить и фабриковать новый праздник.В Иерусалимском Талмуде они даже превзошли себя в преувеличении важности "Книги Эстер". Комичное творение об Эстер и Ахашвероше, написанное во времена персидского правления, стало божественным творением, написанным еще со времен Моисея, нашего учителя: "Эта Мегилла была сказана Моисею на Синае" (Иерусалимский Талмуд, Мегила Глава 1, Фолио 70). Мудрецы Земли Израиля использовали анахронизмы [приписывание книги более раннему периоду] без видения в этом порока, как видел это Маймонид. Так написал Маймонид в Первом Принципе Книги Заповедей: Я не могу представить, чтобы человек подумал или зачал в своем уме, что чтение Мегиллы было сказано Моисею на Синае, и он подумал, что Моисей заповедал чтение Мегиллы еще до самого события.

תגובות