חשיבותו של ספר חנוך בהבנת מורכבות היהדות הקדומה

Вот полный текст статьи Александра Левитеса с блога
в русской версии (полностью, без купюр и сокращений):
Важность Книги Еноха для понимания сложности раннего иудаизмаКнига Еноха — древний и увлекательный текст, написанный, по-видимому, в период Второго Храма (между III в. до н.э. и I в. н.э.). Несмотря на свою значимость, она отсутствует в принятом каноне Библии и в нормативной раввинистической традиции. Однако её содержание и выводы из него представляют серьёзный вызов привычным представлениям о вере и об иудаизме.Глубокое изучение книги раскрывает сложный и многогранный концептуальный и теологический мир, отражающий то разнообразие и богатство, которые были присущи иудаизму на ранних этапах его развития. Более того, она свидетельствует о динамичных отношениях взаимных влияний с соседними культурами древнего Ближнего Востока. Тем самым Книга Еноха подрывает образ герметичной и однородной еврейской традиции и проливает новый свет на сложные процессы, приведшие к формированию иудаизма в том виде, в каком мы его знаем.Содержание и особенности Книги ЕнохаВремя написания и структураКнига Еноха — это не единое произведение, а сборник различных текстов, постепенно сливавшихся в одно целое на протяжении нескольких веков. Основные её части были, вероятно, написаны между III веком до н.э. и I веком н.э. — периодом кардинальных перемен на Ближнем Востоке вообще и в иудаизме в частности. Книга приписывается фигуре Еноха — седьмому в ряду древних праотцев, упомянутому в книге Бытие.Центральные темы: грехопадение ангелов, космология, эсхатологияСодержание книги разнообразно и богато, в нём присутствуют, в частности:- Рассказ об ангелах, согрешивших с человеческими женщинами и породивших расу великанов (иногда называемых «нефилимами»). Этот грех воспринимается как причина порчи человечества и наступления Потопа.
- Подробные описания устройства мироздания, включая семь небес, небесные чертоги и обители различных божественных существ.
- Видения событий конца времён, включая пришествие Мессии, День Суда, воздаяние праведным и нечестивым.
- Описания небесных восхождений и космических путешествий самого Еноха, в ходе которых он узнаёт тайны творения и грядущего.
Параллели и межкультурные влиянияМотивы, параллельные вавилонской и древнеближневосточной мифологииМногие мотивы и идеи, встречающиеся в Книге Еноха, знакомы и из других источников, особенно из мифологий древних народов Ближнего Востока. Например:- История о «сынах Божьих», взявших себе дочерей человеческих (также присутствующая в Быт. 6:1–4), очень схожа с рассказами о великанах и полубожественных существах в шумерской, аккадской и ханаанейской традициях.
- Фигура Еноха как избранного человека, вознёсшегося на небо и получившего божественную мудрость, также известна из месопотамской мифологии (особенно из мифа об Адапе, царе древнего города Эриду).
Значение: Книга Еноха как свидетельство интенсивного обмена влияниями между иудаизмом и его культурным окружениемЭти параллели не случайны. Они отражают историческую реальность тесных контактов и взаимных влияний между ранним иудаизмом и соседними культурами. В этом смысле Книга Еноха — увлекательное свидетельство того, что иудаизм не развивался в вакууме, а был частью широкой и динамичной сети идей и верований, циркулировавших между народами региона. Она отражает непрерывный процесс культурного дарения и принятия, формирования религиозных понятий в диалоге и встрече разных традиций.Противоречия и принципиальные различия между Книгой Еноха и библейско-раввинистической традициейКонцепция Бога: множество духовных сущностей против чистого монотеизмаОдно из самых заметных различий между Книгой Еноха и более поздней библейско-раввинистической традицией касается представления о божестве. Если иудаизм в том виде, в каком мы его знаем, делает акцент на абсолютном и трансцендентном монотеизме, то Книга Еноха рисует гораздо более сложную картину. Наряду с верховным Богом в ней описывается множество духовных сил и сущностей — ангелов, князей, надзирателей — с разными ролями и иногда даже противоположными интересами. Они активно вмешиваются в дела мира и человека — к добру или ко злу. Это гораздо менее «монолитное» мировоззрение, допускающее определённую плюральность и напряжённость даже внутри божественной системы.Происхождение зла и греха: участие сверхъестественных сил против человеческой ответственностиЕщё одна точка расхождения — вопрос о происхождении зла и греха в мире. Классическая библейская традиция склонна возлагать ответственность на плечи человека или по крайней мере не развивать другие источники. В противоположность этому Книга Еноха сильно акцентирует участие сверхъестественных сил в привнесении зла в мир. Первородный грех, лежащий в основании, по её версии, — это не только грех людей, но и (а может быть, в первую очередь) грех группы ангелов, восставших против божественного закона и совокупившихся с человеческими женщинами. Это принципиально иная концепция природы зла и человеческой ответственности.Судьба мира: апокалиптическая эсхатология против непрерывного Божественного провиденияРазличия видны и в ожиданиях относительно судьбы мира и человечества. В библейской и раввинистической литературе последовательно присутствует вера в непрерывное Божественное провидение, которое в конечном итоге обеспечивает исправление мира (пусть не всегда сразу и явно). Книга Еноха же рисует гораздо более апокалиптическую картину. Она предвидит окончательный День Суда, в котором зло будет уничтожено под корень, а спасение получат только праведники. Это эсхатология катастрофы и полного переворота, а не постепенного эволюционного прогресса.Процесс исключения Книги Еноха из раввинистического канонаНевключение в список священных книгНесмотря на свой статус и значимость в период Второго Храма (свидетельства этому есть, например, в кумранских свитках), Книга Еноха не вошла в перечень книг, которые в итоге были признаны «Писанием» — Библией. Она не попала в принятый канон и осталась за пределами «традиции» в том виде, в каком её определяла формирующаяся раввинистическая элита. Со временем она даже в значительной степени исчезла из общественного и религиозного сознания, словно была вытеснена или скрыта от глаз.Возможные причиныЧто привело к маргинализации столь центральной книги за пределы консенсуса? Можно предложить несколько причин и объяснений:А. Проблематичное с теологической точки зрения содержание книги, с её акцентом на множественность духовных сущностей и их вмешательство, полностью противоречило утверждаемому исключительному монотеизму. Она воспринималась как опасность, способная подорвать уникальность Бога и статус народа Израиля.Б. Чужеродные мотивы и параллели с языческими мифологиями вызывали опасения размывания границ и смешения между священным и профанным. Желание отграничиться от внешних влияний и сохранить «чистоту» традиции было особенно сильным в период культурных давлений (эллинизм, римская гегемония и т.д.).В. В процессе формирования канона усилилась тенденция к установлению обязательного и исключительного списка писаний, которые будут служить основой богослужения и религиозного и общественного поведения. Это отражало стремление формирующейся раввинистической элиты укрепить свою власть и навязать единообразие. Писания, бросавшие вызов консенсусу, отодвигались в сторону.Итог: подавление определённых течений и тенденций в процессе формирования «ортодоксии»По всем этим причинам (и, возможно, другим) Книга Еноха перешла в область нелегитимного. Её судьба в известном смысле символизирует более широкую тенденцию исключения и замалчивания в процессе консолидации нормативного иудаизма. Голоса, подходы и интерпретации, не вписывавшиеся в единый образ, продвигаемый элитой, вынуждены были отступить на периферию и исчезнуть из общего сознания. В ретроспективе этот процесс создал гораздо более однородную картину традиции, скрывавшую изначальное богатство и сложность, которые ей были присущи.Вопрос: продукт человеческой конструкции или манипуляция сверхъестественных сил?Возможность того, что за подавлением Книги Еноха стоят не только человеческая политика, но и вмешательство сверхъестественных сущностейВажно подчеркнуть, что приведённые выше объяснения основаны на общепринятом предположении исторического развития. Однако сама Книга Еноха, а также её драматическая судьба в традиции, заставляют задуматься и о другом, гораздо более радикальном варианте: а что, если за вытеснением и замалчиванием этой книги стоят не только (и не столько) человеческие политические и теологические мотивы, но и прямое вмешательство тех самых сверхъестественных сил, о которых она рассказывает?Ведь согласно самой Книге Еноха, падшие ангелы («Стражи») не просто согрешили в далёком прошлом — они продолжают действовать в мире, распространяя ложные знания, сея смуту и препятствуя распространению истинного откровения. Не исключено, что именно эти сущности, обладающие огромной силой и хитростью, сумели повлиять на процесс формирования канона и добиться исключения из него текста, который разоблачает их природу и их деяния.Такое предположение, конечно, выходит далеко за рамки академического дискурса, но оно полностью соответствует внутренней логике самой Книги Еноха и той картине мира, которую она рисует. В конечном счёте, каждый читатель волен сам решать, насколько серьёзно относиться к этой возможности.
תגובות