Звезда Шаббата - Планета Сатурн в иврите и в научно-фантастической литературе
כוכב השבת -כוכב הלכת שבתאי בשפה העברית ובספרות המדע הבדיוני - המולטי יקום של אלי אשד
Сатурн, седьмая планета от Солнца, на протяжении истории считалась особенно значимой для еврейского народа. В этой статье мы рассмотрим её упоминания в еврейской литературе и в научно-фантастической литературе на иврите.
Нинурта, бог Сатурна в Вавилоне
Дополнительные имена седьмой планеты включали Нинурту (вавилонское), Кронос (греческое), Брахма (индийское) и Сатурн (римское латинское), которое используется и по сей день. Похоже, что вторая по величине планета Солнечной системы всегда считалась древними богом, предшествовавшим приходу к власти Юпитера, Зевса или любого другого главного бога, который взял контроль над богами и Вселенной, — правителем прошлого.
Как называли Сатурн в древнем Ханаане?Согласно христианскому писателю IV века Евсевию, который опирался на более ранние финикийские источники, Сатурн называли «Эль» или «Кохав Эль» (Звезда Эля), по имени изначального правящего бога в ханаанском пантеоне.Похоже, что финикийцы, вместе с ханаанеянами (и, возможно, евреями), отождествляли Сатурн с «Элем», главным богом, который правил до того, как Баал захватил пантеон богов в результате какого-то религиозного изменения, причины которого нам ныне неизвестны. Планета, которую мы теперь называем Юпитером, была названа в честь Баала (и, вероятно, в честь верховного бога Иудеи «Яхве»).Может ли быть так, что в более ранний период крупнейшая планета Солнечной системы, которую мы теперь называем Юпитером, носила имя Эля, когда он был бесспорным главным богом, а позже, после изменения, Элю была дана планета, которую мы теперь знаем как Сатурн, в качестве утешительного приза? Это вполне возможно.Вероятно, как это было принято повсеместно, имя этого бога изначально принадлежало Юпитеру. После того как он был «свергнут» с роли в господствующей мифологии как глава богов (по вполне человеческим причинам, таким как конфликты между различными жреческими орденами), ему, как это было принято на протяжении поколений, дали имя Сатурна, второй по величине планеты, как своего рода утешительный приз для него, его жрецов и его почитателей.Вероятно, из-за его ханаанско-еврейского имени «Эль» эта планета стала особенно ассоциироваться с евреями в глазах греков и римлян. Римский историк Тацит утверждал, что евреи поклоняются Сатурну.Это звучит странно, но не обязательно неверно. Вероятно, он опирался на слухи, которые были приняты в еврейских группах, даже если они не обязательно дошли до нас в Мишне или Талмуде.Сатурн, известный как Сатурнус на латыни, назван в честь Шаббата и числа семь, поскольку, наряду с Солнцем и Луной, он считался седьмым небесным телом на небе. Слово «Шаббатаи» может быть производным от «Шаббат» (Суббота). Как «Звезда Шаббата», она казалась астрономам движущейся медленнее других планет, таким образом «отдыхающей» большую часть времени.Или, возможно, всё было наоборот, и Шаббат был назван в честь «Шаббатаи»? Это не исключено.Имя планеты как «Шаббатаи» впервые появляется в Берешит Рабба, вероятно, написанной в V веке н.э., но оно более древнее. Некоторые приписывают это имя, наряду с «Цедек» (Юпитер) и другими ивритскими именами планет, Шмуэлю, амораю III века н.э., известному своим большим интересом к астрономии и астрологии.В ивритской литературеПланета впервые упоминается в ивритской литературе поэтом Шломо Ибн Габиролем в его космической поэме Кетер Малхут (Корона Царства):«Кто может достичь Твоего величия, когда Ты окружаешь сферу Сатурна, восьмую сферу в её орбите? / И она несёт двенадцать созвездий на линии своего рассчитанного пути / И все звёзды верхних небес отлиты в её форме / И каждая звезда среди них обращается по сфере за тридцать шесть тысяч лет из-за её великой высоты / И тело каждой звезды в сто семь раз больше тела Земли, и это предел её величия».Ибн СинаСатурн впервые появляется в мире, в который отправляются в путешествие, в аллегорической работе Хайй ибн Якзан арабского писателя Ибн Сины:
Автор поста
Эли Эшед
Дата публикации
21 апреля 2019 года
5 комментариев к статье "Звезда Шаббата - Планета Сатурн в иврите и в научно-фантастической литературе"
Пятьдесят один год прошел с момента показа фильма «2001 год: Космическая одиссея», возможно, величайшего научно-фантастического фильма всех времён.В этом фильме космический корабль, направляющийся к системе Юпитера, сталкивается с инопланетным монолитом, и астронавт на борту отправляется в удивительное путешествие к краям Вселенной.Однако в книге, написанной и опубликованной почти одновременно с фильмом Артуром Кларком, путешествие направлено не к Юпитеру, а к системе Сатурна, где на спутнике Сатурна Япете совершается ещё одно удивительное открытие — «Звёздные врата».Недавно космический аппарат «Кассини», отправленный НАСА и Европейским космическим агентством для исследования Сатурна и его спутников, был запущен 15 октября 1997 года с мыса Канаверал, штат Флорида. На протяжении многих лет он передавал на Землю удивительные данные о шестой планете, Сатурне, и его спутниках, таких как Титан, прежде чем разбился о поверхность Сатурна 15 сентября 2017 года после многих лет верной службы.Вот обзор Сатурна в том виде, в каком он появляется в ивритской литературе, научно-фантастической литературе и комиксах, продолжая серию подобных обзоров о других планетах:- Планета Меркурий, известная как «Кохав Хама» (быстрая планета), ближайшая к Солнцу.
- Планета Венера, известная как «Нога» («Царство женщин»), вторая планета от Солнца.
- Юпитер, крупнейшая планета Солнечной системы, в статье «Справедлив ли Юпитер?».
- Карликовая планета Плутон и её крупный спутник Харон в статье «Двойная планета».
Нинурта, бог Сатурна в Вавилоне
Дополнительные имена седьмой планеты включали Нинурту (вавилонское), Кронос (греческое), Брахма (индийское) и Сатурн (римское латинское), которое используется и по сей день. Похоже, что вторая по величине планета Солнечной системы всегда считалась древними богом, предшествовавшим приходу к власти Юпитера, Зевса или любого другого главного бога, который взял контроль над богами и Вселенной, — правителем прошлого.
Как называли Сатурн в древнем Ханаане?Согласно христианскому писателю IV века Евсевию, который опирался на более ранние финикийские источники, Сатурн называли «Эль» или «Кохав Эль» (Звезда Эля), по имени изначального правящего бога в ханаанском пантеоне.Похоже, что финикийцы, вместе с ханаанеянами (и, возможно, евреями), отождествляли Сатурн с «Элем», главным богом, который правил до того, как Баал захватил пантеон богов в результате какого-то религиозного изменения, причины которого нам ныне неизвестны. Планета, которую мы теперь называем Юпитером, была названа в честь Баала (и, вероятно, в честь верховного бога Иудеи «Яхве»).Может ли быть так, что в более ранний период крупнейшая планета Солнечной системы, которую мы теперь называем Юпитером, носила имя Эля, когда он был бесспорным главным богом, а позже, после изменения, Элю была дана планета, которую мы теперь знаем как Сатурн, в качестве утешительного приза? Это вполне возможно.Вероятно, как это было принято повсеместно, имя этого бога изначально принадлежало Юпитеру. После того как он был «свергнут» с роли в господствующей мифологии как глава богов (по вполне человеческим причинам, таким как конфликты между различными жреческими орденами), ему, как это было принято на протяжении поколений, дали имя Сатурна, второй по величине планеты, как своего рода утешительный приз для него, его жрецов и его почитателей.Вероятно, из-за его ханаанско-еврейского имени «Эль» эта планета стала особенно ассоциироваться с евреями в глазах греков и римлян. Римский историк Тацит утверждал, что евреи поклоняются Сатурну.Это звучит странно, но не обязательно неверно. Вероятно, он опирался на слухи, которые были приняты в еврейских группах, даже если они не обязательно дошли до нас в Мишне или Талмуде.Сатурн, известный как Сатурнус на латыни, назван в честь Шаббата и числа семь, поскольку, наряду с Солнцем и Луной, он считался седьмым небесным телом на небе. Слово «Шаббатаи» может быть производным от «Шаббат» (Суббота). Как «Звезда Шаббата», она казалась астрономам движущейся медленнее других планет, таким образом «отдыхающей» большую часть времени.Или, возможно, всё было наоборот, и Шаббат был назван в честь «Шаббатаи»? Это не исключено.Имя планеты как «Шаббатаи» впервые появляется в Берешит Рабба, вероятно, написанной в V веке н.э., но оно более древнее. Некоторые приписывают это имя, наряду с «Цедек» (Юпитер) и другими ивритскими именами планет, Шмуэлю, амораю III века н.э., известному своим большим интересом к астрономии и астрологии.В ивритской литературеПланета впервые упоминается в ивритской литературе поэтом Шломо Ибн Габиролем в его космической поэме Кетер Малхут (Корона Царства):«Кто может достичь Твоего величия, когда Ты окружаешь сферу Сатурна, восьмую сферу в её орбите? / И она несёт двенадцать созвездий на линии своего рассчитанного пути / И все звёзды верхних небес отлиты в её форме / И каждая звезда среди них обращается по сфере за тридцать шесть тысяч лет из-за её великой высоты / И тело каждой звезды в сто семь раз больше тела Земли, и это предел её величия».Ибн СинаСатурн впервые появляется в мире, в который отправляются в путешествие, в аллегорической работе Хайй ибн Якзан арабского писателя Ибн Сины:
«А после неё ты придёшь в царство, населённое народом, чьи мысли темны, и они склоняются ко злу. Когда они стремятся творить добро, они делают это с величайшим усилием и преданностью. И если они нападают на отряд, они не бросаются на него безрассудно, как легкомысленные, но подходят к нему с хитростью обманщика. Они не торопятся в том, что делают, и не полагаются на нетерпение в том, что совершают или от чего воздерживаются. И их города — семь городов».
(Перевод Исраэля Левина в Хайй ибн Якзан)
Иными словами, Сатурн — это мир хитрых и по своей природе злобных существ.Он снова упоминается поэтом, астрономом и астрологом XII века Авраамом Ибн Эзрой в его рифмованной макаме Хайй ибн Якзан, адаптации и расширении работы Ибн Сины, описывающей путешествие человеческой души через Солнечную систему, как она была известна в то время, посещая «сферы» известных тогда планет.Среди прочего он описывает визит на планету Сатурн:«И в седьмом царстве — люди мудрости и хитрости — и разума и коварства — в своих делах они решительны — и в своих шагах медлительны. Они хранят и берегут доброту — и мстят, и держат обиду за проступки. Они не боятся бедствия — и не страшатся гнева. Они не торопятся ссориться или спорить — и не спешат мириться или умиротворять. Среди них праведник сокрушён и подавлен — а злодей возвышается и гордится».Ибн Эзра, безусловно, вдохновлялся Ибн Синой, который написал нечто похожее, но его описание Сатурна более детализировано и менее аллегорично.В XVII веке французский философ Вольтер описал в одном из первых научно-фантастических рассказов, Микромегас, гиганта со звезды Сириус, который посещает Солнечную систему в поисках знаний и встречает меньшего гиганта с Сатурна, который напоминает (как и Сириус) точную копию Парижа и двора Версаля XVII века. Меньший гигант — секретарь академии Сатурна, созданный по образу Фонтенеля, секретаря Французской академии, который написал знаменитую книгу о возможности жизни на других планетах, включая Сатурн, что послужило источником вдохновения для Вольтера.Они отправляются в путешествие по Солнечной системе, включая Юпитер. К сожалению, о планете ничего не сказано, кроме того, что там были узнаны многие удивительные секреты, вызвавшие гнев инквизиции. Вольтер больше интересуется описанием их визита на Землю, жители которой по сравнению с ними — карлики по размеру и духу.Космическое приключение Жюля ВернаСамый известный писатель-фантаст XIX века, Жюль Верн, опубликовал особенно амбициозную книгу, даже для него, Гектор Сервада, о группе людей, чья часть земли была похищена кометой и унесена в самые дальние уголки Солнечной системы, к Сатурну, прежде чем они вернулись.Эта книга дважды переводилась на иврит, но только во втором, полном переводе был включён раздел о путешествии к дальним планетам, включая Сатурн.Приключения барона МюнхгаузенаВ первом переводе на иврит Приключений барона Мюнхгаузена Авигдором Ха-Меири в 1920-х годах барон посещает планету и обнаруживает, что, верная своему имени, там царит вечный Шаббат, а её жители постоянно отдыхают и бездельничают.Позже, благодаря своей редкой красоте и великолепию колец, Сатурн стал одним из самых узнаваемых объектов в иллюстрациях научной фантастики, таких как работы известного иллюстратора научной фантастики Фрэнка Р. Пола:- Задняя обложка работы Фрэнка Р. Пола для журнала Fantastic Adventure Magazine, ноябрь 1939 года, «Жизнь на Сатурне».
- Задняя обложка Фрэнка Р. Пола для Amazing Stories, август 1941 года.
- Из Planet Comics #49 (1947); Художник: Мерфи Андерсон.
- Сатурн и ивритская поэзия
- Сатурн в Википедии
- Хаим Мазар о космическом аппарате Кассини в системе Сатурна — статья на Yekum Tarbut
- Статья о происхождении названия звезды Сатурн
- Быстрая планета — Меркурий в иврите и фантастической литературе
- Планета Венера, «Царство женщин», вторая планета от Солнца
- Справедлив ли Юпитер? — Планета Юпитер в иврите и фантастической литературе
- Двойная планета: Карликовая планета Плутон и его спутник Харон в научно-фантастической литературе
Теги
Ибн Габироль, Ибн Эзра, Ибн Сина, Асимов, Верн, Сатурн, Кларк, Шаббатаи
Автор: Эли Эшед
Культурный детектив и исследователь Библии, культуры и популярной литературы
Посмотреть архив ←
→ Если бы "Yekum Tarbut" и Эли Эшед существовали в альтернативной реальности Государства Израиль
← «Хареут» Хаима Гури и Саши Аргова — История песни по случаю 70-летия её первого исполнения весной 1949 года и версии на английском и итальянском языках
5 комментариев к статье "Звезда Шаббата - Планета Сатурн в иврите и в научно-фантастической литературе"- Не доверяй никому: Паразиты уже здесь — Обзор книги Кукловоды Роберта А. Хайнлайна и фильма | Мультивселенная Эли Эшеда говорит:29 ноября 2019 года, в 9:52«[…] Это история инопланетных паразитов с Титана, спутника седьмой планеты от Солнца, Сатурна, которые тайно вторгаются на Землю и захватывают людей, которые становятся […]»
- Айзек Асимов и я: По случаю 100-летия со дня рождения самого известного писателя-фантаста всех времён | Мультивселенная Эли Эшеда говорит:6 января 2020 года, в 14:00«[…] Звезда Шаббата — Асимов о планете Сатурн […]»
- "Царство женщин": Планета Венера в общей и ивритской культуре и литературе | Мультивселенная Эли Эшеда говорит:3 октября 2020 года, в 4:11«[…] Сатурн — это Сатурнус в статье под названием "Звезда Шаббата" […]»
- "Царство женщин": Вторая планета от Солнца, Венера, в общей и ивритской культуре и литературе | Мультивселенная Эли Эшеда говорит:6 октября 2020 года, в 12:48«[…] Сатурн — это Сатурнус в статье под названием "Звезда Шаббата" […]»
- ywelis говорит:21 декабря 2020 года, в 19:01Кстати, число 36 000 у Ибн Габироля, вероятно, относится к «Великому году», в котором каждое созвездие управляет 2000 лет, согласно прецессии оси Земли (как волчок). Ирония с обложками Рамдор… по крайней мере, выбрали одну для книги, которая была переведена. Жаль, что Акселерандо не получил лучшего перевода.
תגובות