Идеи палеоконтакта в Средние века Автор: д-р Матест М. Агрест

1994

 год ознаменовал 800-летие со дня рождения величайшего мыслителя и средневекового ученого Рабби Моше бен Нахмана — Рамбана (1194–1270), жившего в золотую эпоху развития еврейской религиозной и национальной культуры. В то время существовали две выдающиеся школы: французская школа (Цорфат), возглавляемая знаменитым Раши, и испанская школа (Сефард), которую представляли выдающиеся ученые, включая Рабби Йехуду Галеви, Рамбана и Рабби Моше бен Маймона (Маймонида). Рамбан впитал, проанализировал и развил самые глубокие идеи этих двух школ. Он был не только великим мыслителем, но и обладал глубокой интуицией, позволяющей ему чувствовать вещи, выходящие за пределы рационализма той эпохи. Он защищал рационализм Маймонида и одновременно был одним из величайших каббалистов, первым открыто развивавшим идеи каббалы и использовавшим их в своих известных комментариях к Торе.  

Рамбан посвятил многие годы своей жизни комментариям к Пятикнижию, завершив их только после переезда в Землю Обетованную в 1267 году. Иногда Рамбан избегал прямого объяснения своих идей, отмечая, что в них содержится «тайна». Позже двое его последователей составили две книги, специально посвященные интерпретации «тайны» Рамбана. Вот перевод на английский язык вывода из комментария Рамбана к стиху из Книги Бытия 6: «Но мидраш Пирке де-Рабби Элиэзер (глава 22), упомянутый в Талмуде, трактате Юма, объясняет слово “Нефилим” как посланников, упавших с небес. Это лучший комментарий к стиху Бытия 4. Но для объяснения тайны, содержащейся в этом стихе, нужно написать очень много».
Перевод стиха Бытия 4 на английский: «В те дни, а также позже, на земле появились Нефилим — когда сыны Божии вступали в связь с дочерьми человеческими, и те рожали им потомство. Это были герои древности, люди, прославившиеся». Для современного читателя очевидно, что Рамбан видит в этом стихе запись о спуске человекоподобных посланников из другого мира на Землю: то есть палеоконтакт. Само собой разумеется, что более семи веков назад такая идея была опасной для господствующей идеологии. Для ученого было еще более опасно выражать такие идеи или даже думать о них. Даже 400 лет спустя Джордано Бруно был сожжен на костре за утверждение о существовании множества других цивилизаций в космосе — идея, менее опасная для господствующей идеологии, чем идея Рамбана. Но Рамбан не боялся думать, и его большой опыт идеологического борца показал ему, как сохранить эти идеи для будущих поколений
Впервые я прочитал впечатляющий комментарий Рамбана в Израиле через два месяца после моей лекции на 20-й юбилейной всемирной конференции Общества древних астронавтов в 1993 году, где я публично высказал те же идеи о значении стиха Бытия 6:4. Если бы я знал о комментарии Рамбана 35 лет назад, когда писал статью «Космонавты древности» («The Astronauts of Yore»), в которой я использовал Бытие 6:4 в поддержку гипотезы палеоконтакта, я бы назвал это «Гипотезой Рамбана». Еще не поздно сделать это сейчас.
Более трех с половиной веков прошло с тех пор, как Джордано Бруно сформулировал идею о существовании множества цивилизаций во Вселенной, и до нашего научного формулирования гипотезы палеоконтактов с Землей. Недопустимо ждать еще много веков, чтобы экспериментально доказать идею, которую Рамбан скрыл в своем комментарии словом «тайна». Эта идея чрезвычайно важна для всех и для цивилизации в целом.
Примечание: Автор выражает глубокую благодарность раввину Эдварду М. Фридману и раввину, профессору Б. Висоцкому за неоценимую помощь в поиске двух упомянутых книг, посвященных расшифровке «тайны» в комментариях Рамбана. В книге «Кетер Шем Тов» Шем Това (на иврите) нет ничего о «тайне Нефилим», но вот перевод на английский язык цитаты из другой книги, «Меэрат Эйнаим» Ицхака из Акко (на иврите): «Я не получил ничего о “Нефилим” от каббалистов. Рабби Шаше сделал специальную поездку в город Акко, чтобы посетить Рамбана и спросить его о “тайне Нефилим”. Ответ Рамбана был: “Я не помню эту тайну, в молодости у меня была хорошая память, и, полагаясь на нее, я не делал никаких заметок об этой тайне”». Этот ответ не следует понимать буквально. Рамбан оставался одним из величайших ученых до конца своей жизни. В возрасте 73 лет он переехал в Землю Обетованную и основал новую школу. Ответ Рамбана следует понимать так, как его использовали талмудисты. Когда один из них не хотел раскрывать тайну или даже обсуждать какую-либо проблему, они говорили: «Урва парах», что означает «Смотри, ворон пролетел», и это не считалось бесчестным. Ответ Рамбана подтверждает утверждение, что он всегда считал глубокие идеи каббалы предназначенными только для избранных. См.: Й.Х. Вайс, «К истории еврейской традиции», часть пятая, Вильна, 1911.
Источники:
  • Рамбан, «Бытие 6:4», Микроот Гдолот, Нью-Йорк, 1965 (на иврите).
  • М. Агрест, «Исторические свидетельства палеоконтактов», Ancient Skies 20:6.
  • М. Агрест, «Космонавты древности» (На суше и на море), Географгиз, Москва, 1961 (на русском).
Д-р Агрест, доктор наук по физике и математике, был первым ученым, выдвинувшим теорию о том, что Землю в доисторические времена посещали разумные существа из космоса. Ныне вышедший на пенсию, д-р Агрест эмигрировал из родной России и проживает по адресу: 1635 Wallenberg Blvd., Apt 201, Charleston, SC 29407-3540, США.

Погружение в эзотерические труды в иудаизме: Меркава и Хейхалот
Рамбан, как указано в статье, был ключевой фигурой в мире каббалы, и его влияние на еврейскую эзотерическую мысль огромно. Каббала, как мистическое учение иудаизма, включает глубокие традиции, такие как литература Меркавы и Хейхалот, которые являются частью ранней еврейской мистики. Вот краткое объяснение и расширение:
Литература Меркавы
Литература Меркавы связана с мистическими видениями пророка Иезекииля (Иезекииль 1), где он описывает «Меркаву» — видение трона Бога, поддерживаемого четырьмя святыми существами. Это видение стало основой для еврейской мистической традиции, в которой каббалист стремится достичь духовного опыта вознесения на небеса и обрести откровение божественных сфирот. Литература Меркавы описывает путешествия души мистиков, таких как Рабби Акива и Рабби Ишмаэль, к «Меркаве» — небесной структуре трона Бога. Тексты, такие как «Шиур Кома», описывают путешествие через семь небесных чертогов, сталкиваясь с духовными опасностями и испытаниями.
Литература Хейхалот
Литература Хейхалот тесно связана с литературой Меркавы и сосредоточена на описании «Хейхалот» — небесных дворцов, в которых проявляется божественность. Тексты, такие как «Хейхалот Зутарти» и «Хейхалот Раббати», описывают мистические путешествия вознесения через семь небесных дворцов, где каббалист встречает ангелов и узнает космические тайны. Традиция подчеркивает необходимость духовной чистоты, тайного знания и медитативных техник для успеха в этом путешествии. Рамбан, как каббалист, интегрировал эти идеи в свои комментарии, иногда скрыто, как он отмечал, ссылаясь на «тайну» в библейских стихах.
Связь с палеоконтактом
Идея «Нефилим» как посланников с небес, как интерпретирует Рамбан на основе мидраша Пирке де-Рабби Элиэзер, перекликается с современными теориями палеоконтакта. Рамбан видел в этих стихах возможность контакта с существами из внешнего источника, что было чрезвычайно смелой идеей для его времени. Литература Меркавы и Хейхалот, описывающая путешествия на небеса и встречи с небесными существами, может восприниматься как мистический аналог идей о встречах с внеземными разумными существами. Например, описания ангелов и святых существ в этой литературе могут напоминать современные описания встреч с существами неземного происхождения.
Расширение
Рамбан, как отмечено, был осторожен в выражении своих идей, вероятно, из-за опасности, связанной с мнениями, противоречащими господствующей идеологии. Тем не менее, его влияние на каббалу было огромным, и он считается одним из отцов сефардской каббалы. Его комментарии к Торе, сочетающие рационализм с мистикой, стали основой для более поздних традиций, таких как учение Ари ха-Кадоша в Цфате. Литература Меркавы и Хейхалот, популярная во времена Мишны и Талмуда, продолжала влиять на еврейскую мысль в Средние века и позже, свидетельствуя о глубоком интересе иудаизма к невидимому и космическому.
Если вы хотите, я могу углубиться в конкретную тему, например, в комментарии Рамбана или конкретные тексты Меркавы и Хейхалот, или поискать дополнительную информацию о работах д-ра Агреста на эту тему.






תגובות