#Тора #Избавление #Израиль БАНЯ И СВЕЧА. В трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (25а) имеется весьма любопытная дискуссия о сущности шаббата.
В трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (25а) имеется весьма любопытная дискуссия о сущности шаббата. Там приводится спор между равом Нахманом бар рав Завда и Равом о том, что в большей степени выражает благо субботние светильники или мытье в бане при наступлении шаббата. Разумеется эти два мнения не противоречат друг другу, но поднимают важный вопрос. На одной стороне – свет, духовность, святость, на другой предметы связанные с телесностью. Рабби Абаху подчеркивает, что невозможность зажигания светильника в шаббат является крайним падением, но его мнению противостоят рав Ирмия, который в качестве добра субботы описывает баню. Его поддерживает рав Ицхак Нафха, который характеризует добро шаббата как «красивая кровать и красивое убранство на ней! Совсем радикальную версию приводит рабби Абба: «это застеленная кровать и жена, украсившая себя для мудрецов».
Данная талмудическая дискуссия и на теоретическом, и на методологическом уровне очень много говорит о Торе. Если спросить о ней христианина, я полагаю, что он скажет, что светильники в большей степени характеризую святость, чем баня. Однако, честный христианин добавит, что это так в теории, на практике же каждый человек метает о бане. Образованный иудей возможно отметит, что суть этой дискуссии не связана с Торой, а является выражением платонизма, который проник в иудео-христианскую среду уже в глубокой древности. Противостояние между материальной и духовной святостью не соответствует ценностям Торы. Другой образованный иудей возразит ему, что если бы не соответствовало, то мудрецы Талмуда не спорили бы об этом.
Важность и актуальность этого спора видна из того, что ряд выдающихся знатоков Торы 20 века уделили ему существенное влияние (рав Кук, рав Й.Д.Соловейчик, рав Й.Вайнберг др.). Этой теме мы посветили также работу одной из групп Самбатион-2017. Упомянутые знатоки Торы подчеркивают, что противостояние между баней и свечей является проявлением изгнания. Соответственно избавление включает восстановление глубокой связи между материальной и духовной святостью. Рав Вайнберг очень глубоко объясняет, почему это не возможно в «чужих землях», а рав Кук показывает, что это одна из важнейших задач евреев в Израиле.
Более глубокое рассмотрение этой темы показывает, что за ней не стоит противостояние материальности и духовности. И баня, и свеча материальны! Скорее в этой оппозиции можно увидеть две концепции человека, которые согласно раву Соловейчику выражены в 1 и 2 главах Торы. Адам А создан по образу Бога, он взаимодействует, творит, распространяется. Он мужчина и женщина, завоеватель, колонизатор! Это человек у которого никогда не было грехопадения и он не нуждается в избавлении. Человек В одинокий, страдающий, всегда ищет друга, в нем плоть и дух изначально сочетаются сложным образом. Очевидно, что изгнание состоит в библейской критике – т.е. разделении между человеком А и человеком В. Избавление же состоит в новом открытие Торы, т.е. в значимости спора между человеком а и человеком В. Еще один раввин рав Мордехай Броер учил меня, что Адам 1 главы - совершенный человек, а торой главы - человек ищущий. Ему всегда чего-то не хватает, а именно жены. Но только сочетание этих противостоящих друг другу рассказов и и являются Торой.
Хочу отметить, что христианство это такой же галутный иудаизм как и раввинистический иудаизм, но не со стороны Якова, а со стороны Эсава. Христианский человек в идеале Адам В, а на практике Адам А. Спора между ними на деле не ведется или ведется в светской истории. Мудрость там есть, но Торы нет там!
Похожее можно сказать и о светском Израиле. Но, светский Израиль живет в Израиле, говорит на иврите и участвует в событиях библейского масштаба. Он в любой момент может открыть Тору и начать ее учить! Всем Шаббат Шалом!
כל הרגשות:
22
תגובות