Yuri Sargsyan Забытое имя творца или код творения НИДИМУД. ЭНКИ. ЭА. ХАЙА

Yuri Sargsyan

Забытое имя творца или код творения

НИДИМУД. ЭНКИ. ЭА. ХАЙА

Культ этого божества уже в глубокой древности распространялся по всей Месопотамии. Он был одним из самых важных божеств в месопотамском пантеоне наряду с Ану,   Энлилем и Нинхурсаг.




В шумерской и аккадской мифологии Энки был сыном Ану, Бога небес. Согласно вавилонскому 'Энума Элиш", Энки был старшим сыном первых богов, Апсу и Тиамат. Его также называют сыном Намму, изначальной матери – богини, которая родила землю и небеса.

Иконография изображает его как бородатого человека в рогатой кепке и длинных одеждах, когда он поднимается на гору восхода солца; потоки воды текут из его плеч или низвергаются из державший на руках вазы, подчеркивая его связь с животворящей водой. Потоки интерпретируются как реки Тигр и Евфрат, которые, согласно одному мифу, образовались из семени Энки, согласно другому, - это слезы праматери Тиамат. Существует множество месопотамских историй, легенд, молитв и царских надписей, а которых Энки играет главную роль. Он известен в работах, касающихся Нинхурсага (Ninmah), таких как "Энки и Нинхурсаг", "Энки и Нинмв", которые касаются сотворения мира и человечества. В "Энума Элиш", вавилонском эпосе о сотворении мира, Энки тоже появляется в произведениях "Атрахасис", брак Эрешкигаль и Нергал", "Инанна и Бог мудрости", "Сошествие Инанны", "Энки и мировой порядок", "Энмеркар и Господь Аратты", "Эпос о Гильгамеше", и других.

Он бог, первоначально почитавшийся как Бог воды, глубины, океана, водной стихии, а затем глубины и источника премудрости. Он был также любимим отцом человечества, заступавшимся за него перед разгневанными богами (до и после потопа), спасавшим его от болезней, напастей и демонов. Кроме того, Энки обьявляется (в разных текстах) изобретателем садоводства, огородничества, льноводства, медицинских трав, богом искусств и культуры. Он был богом мудрости, интеллекта, ремесел, исцеления, создания, плодородия.

В отличие от своего брата Энлиля, Энки олицетворял прежде всего миропорядок, мудрость и справедливость, разумное начало. Ему посвящалось много гимнов; его считали защитником людей, определяющим их судьбы, помощником и учителем во всех трудовых начинаниях, хранителем. Много текстов свидетельствует о том, что наши далекие предки почитали его как творца человека, а также как Спасителя смертных от волн потопа. Обо всем этом нам еще предстоит говорить, но пока прочитаем одну молитву. Вот как чествовали его в Гимне богу Енки:

Властелин остроглазый, составитель замыслов, всеведатель, сердце просторное!

Энки, Разум обширный. Аннунаков предводитель могучий.

Ясномудрый, заклятий творитель,

Слова даритель, планов провидец, В решеньях судебных от восхода солнца и до заката мудрых советов податель,

Энки, владыка всех истинных слов, как-то подобает.

Тебя да восславлю!

Ан – отец твой, царь-владыка, семени испускатель,

Он, что все на земле для людей устроил.

Мироздания Сути тебе доверил, для княжения тебя возвысил.

Евфрата и Тигра чистые устья отворить, веселием усладить.

Тучам тяжелым изобилия воды излить, нивы зеленые напоить, Ашнан-зернышку голову в борозде поднять, травам душистым – да расцветут в степи.

Садам орошенным, рощам плодовым, на земле взрыхленный, что буйным лесам расти –

Ан, владыка богов, созидать тебе поручил.

Энлиль имя свое высокое, тиару священную, лучи сиянья ужасающие, всепологающие

В руку твою вложил – властелин, что все порождает, юный Энлиль воистину ты,

Он один бог мирозданья, его брат меньшой воистину ты!

Подобно ему судьбы решать и внизу, и вверху – это в руку твою он вложил.

Предсказания священные, что из уст твоих исходят, подхвачены, истолкованы,

И когда решением, возвышенным человеков бесчисленных до краев земли, расселил ты,

О питье-пропитании их печешься, воистину отец их праведный – ты,

Владыка, как бога-защитника величие твое они славят достойно!

Властелин могучий, что небо и землю забрал, имя твое да взойдет, сияя,

В обители твоей священной, той, что сердце твое избрало, в твоей возвышенной святыне Абзу.

Сути ее ты расширил, ее начертанья похвально устроил.

Тень ее от восхода солнца и до заката на все чужеземные страны пала.

Лучи сиянья, нимбы могучие, словно тяжелые тучи, светлых небес достигли, Экур, жилище Ана и Энлиля священным трепетом наполнили.

И там скипетром данным, дабы Сути великих богов распеделить,

Человеков бесчисленных ты созидаешь.

Рожденным людям жизнь даруешь.

Отче Энки, когда на престоле, решения Судеб ты восседаешь!

Отче Энки, устрашением великим осияный!

Дабы всем твоим речениям, повелениям,

Ануннаки-боги, твои братья, с тобою бы вместе радовались.

Силы грозные даны тебе, сыну Ана, тебе!

Воистинну хороша хвала тебе!

Много лет назад некий писец по имени Зуен Шамух в раздумьях о своей судьбе тростниковой палочкой на еще сырой глине начертил молитву Богу Энки (Богу Энки, вседержателю мира. Письмо молитва писца). В его словах много интересного, и, увы, до боли знакомого. Порой так молимся и мы. Встав на колени или поставив свечу, будучи уверенным в занятости Бога, мы пытаемся подсунуть Ему текст нашего "договора/ультиматума" – Боже помоги и буду тебя почитать!

Богу Энки вседержателю мира, чья мощь несравненна.

Так скажи: "Княже Нудиммуд, Разум Обширный,Кто вместе с Аном решает судьбы.

Кто ануннакам назначает в долю Суть (МЭ) благие, ненарушимие.

Познаньем могучий.

Кто разум дарует от восхода и до заката солнца.

Владыка знания, Повелитель Энгуры,

Бог-вседержатель, меня сотворивший!

Зуэн-Шамух, писец, сын Ур"Нины, раб твой, так тебе молвит:

"Со дня, что меня ты сотворил,

К человечеству присоеденил.

Именем, что ты мне избрал,

Воистину я не пренебрегал,

Словно отец, ты его мне дал!

Не скупился на праздничные жертвы тебе, но призрачно было то хожденье!

Что же ныне содеяно мною?

Нет суда справедливого над моею виною?

Судьба на мою стезю пришла, к разрушению меня привела,

Благих предсказаний не дала!

Воистину бог враждебный принес ту скверну,

Когда благополучию дома

Свой приговор изрекло небо?

Нет греха во мне для столь тяжкой кары

А меня перед ним – грудь к груди поставил!

Вздыхая, стоная, лежу я на ложе.

Заливаюсь слезами.

Мое тело дородное бьет поклоны – к земле клонюсь и снова сажусь...

Черты мои исказились. Лежанье ослабило мои ноги.

Жизнь моя от меня уходит! Сияющий день мешается с ночью, воистинну ждет меня могила!

Писец я, так отчего же мое знание ядом а меня входит?

Мои руки письма убегают!

Уста оставили разговоры.

Не старец я, а слышу плохо. Глаза мои зоркие потускнели!

...Мой знакомец ко мне не подходит, Слова доброго мне ге скажет!

Друг мой не дает мне совета. Сердца мне не успокоит.

...Боже, на тебя уповаю. Что делать человеку?

...Мой дом, что я строил и строил

Кирпичом не облицован!

Словно деревцо чахлое, что взросло в дурном месте

Плодов не приношу я ныне.

Словно пальма, что выросла у преграды,

Я не раскинул мои ветви.

Молод я, а дней моих нету,

Доколе может такое длиться? Доколе мне во прах катиться?

Без отца-матери я оставлен, кто принесет тебе мои молитвы?

Где родни моей нет, там я раздавлен. Кто воздаст тебе мои жертвы?

Дамгальмуна, любимая твоя супруга, Как родимая матушка, пусть тебе принесет,

Пусть войдет к тебе с моим плачем!

...Вопли сердца мои пусть тебе перескажет.

Вот грех мой к тебе несу – очисти меня же меня от скверны!

...Вопли сердца мои пусть тебе перескажет.

Вот грех мой я тебе несу – очисти же меня от скверны!

...Взгляни на меня, возврати дом отчий!

Когда же из тьмы поведешь меня к свету –

Во вратах твоих, где грехи отпускают,

Я воистинну поселюсь. О, как я буду тебе молиться!

Я выдерно грех мой, словно нитку. Твое могущество я восславлю!

Там, где тяжелые прегрешенья Ты прощаешь, тебе взмолюсь.

Вырви ж меня из могильной пасти. Убереги жизнь от погребенья!

К людям да поднимусь, сияя. Пусть вся страна про то проведает!

Боже, я в трепете благовейном

Под сверканьем твоих излучений!

Милостив будь к моему посланью что пред тобою положил я!

Да возвратится на свое место

Сердце моего бога"!

В текстах про Энки явственно выступают многочисленные аспекты этого божества, и а первую очередь, такие, как "Бог вседержатель, меня сотворивший...", тот, кто именовал -

"Именем, что мне ты избрал...", а также Бог-создатель мировых ценностей.

Интересно, что просящий обращается не к верховному "богу богов" Энлилю и не к старейшине Ану, а к рассудительному и доброжелательному Энки. По-видимому, от Энлилю трудно было ожидать сочуствия по складу его характера, а от Ана – из-за его отстраненности от земных дел.

Именно к Энки обращались наши предки с мольбой о помощи. Не к Ану, не к Энлилю, а к тому, кто "со дня, что меня ты сотворил, к человечеству присоеденил. Именем, что ты избрал", к держателю МЭ!

Чтобы люди не были похожи на зверей, Энки даровал им цивилизацию, знание о Сути мироздания. Божественно установленные "Сути", записанные Энки, известны шумерам под именем "МЭ". Вот что об этом говорит сам Энки в мифе "Энки и мироаой порядок":

Отец мой, владыка вселенной,

Дал мне жизнь во вселенной

Мой предок, всем землям владыка, собрал воедино все МЭ и вложил их мне в руку.

...Я первенец Ана,

Я "великая, исходящая из "бездны великой",

Я повелитель земли,

Я предворитель всех вождей, я отец всех земель,

Я большой брат богов, тот, кто приносит полный достаток.

Я хранитель анналов небес и земли,

Я слух и разум всех земель,

Я тот кто вершит справедливость

С повелителем Аном на Ана престоле,

Я тот, кто судьбу оглашает с Энлилем на горе "горе мудрости",

Он вложил мне в руку оглашение судеб

 

67

 

Пределов, где солнце всходит, Я тот, перед кем склоняется Нинту, Я тот, кому славное имя дано самой Нинхурсаг, Я вождь ануннаков, я тот, кто рожден был как первенец Ана святого..

Продолжение следует

 

Один из шумерских поэтов перечислил все сто "мэ". Из шумерских слов, их обозначающих, пока понятны лишь около шестидесяти: власть богов, верховная власть, корона, скипетр, царская власть, жреческая власть, истина, закон, нисхождение в подземное царство, потоп, оружие, ужас, раздор, мир, победа, искусство, и др.

Как поясняет В.К. Афанасьева, "сути (мэ) – одно из главных мировозренческих понятий. Сутями обладают города, царства и боги, они средоточие внутренних сил и могущества, воплощены и воплощаются во всём сущем, могут из дружественных стать враждебными". Дополнительно можно сослаться на В.В. Емельянова: "Из области седьмого неба Ан спускает в обитаемый мир сущности (мэ) всех форм человеческой культуры, куда входят и профессии, и важнейшие действия людей, и атрибуты царской власти, и даже некоторые эмоции и черты характера. Каждый бог, каждый человек должен максимально соответствовать своей сущности... и тогда он имеет возможность получить хорошую судьбу".

Это непереводимое шумерское вырожение С. Крамер обьяснял, как "фундаментальный, неизменный, всеобьемлющий набор прав, обязанностей, норм и стандартов, правил и предписаний, имеющих отношение к... цивилизованной жизни".

Дадим более короткое определение МЭ – это базовые принципы цивилизации, своеобразная конституция предков.

Обладание "мэ", согласно верованиям шумеров, означало владение знаниями о мироустройстве и правилами обустройства жизнедеятельности – от быта рядовых граждан до божественной церемонии в храмах. Боги вели между собой борьбу за обладание этими знаниями, ибо обладание "мэ" означало иметь власть.

Изначальным держателем божественных концепций "мэ" был Энки!

У этого божества, образ которого является главным в нашем повествовании, несколько десятков имен (по одним подсчётам их сорок, по другим – больше). Среди этих имён-ипостасей наиболее известными являются NUDIMMUD, ENKI, EA и важнейшим для нашего исследования – HA. Ia – HAY!

 

68

Рассмотрим всё по порядку;

NU. DIM. MUD, где Nu означает "Он – Его Преосвященство, Его Превосходительство, Dim означает  "творить – порождать, производить, создавать", а Mud означает "родить" (дать рождение, появление на свет, рожать).

Если имя Нудиммуд переводится как "зачаток человечества" – "Его величество, кому дано право творить" или "Тот , кто создаёт", и относительно этого нет никаких разногласий, то толкование других имен этого божества до сих пор сопровождается версиями.

ENKI, где EN = господин, властитель, господь, владыка; KI = земля, почва, жизнь.

Шумерское имя En-Ki принято переводить как Бог – "владыка земли", при этом "ki" переводится как "земля". Это несколько странно, учитывая, что Энки изначально является Богом воды. Именно тут и начинается многосерийная эпопея интерпретации имени важнейшего божества – кто он, Повелитель земли или Владыка Воды? К большому моему сожалению отмечу, что дорога к постижению этой истины порой сопровождается идеологическими или исключительно политическими умозаключениями, что ещё более усложняет понимание древнейших истин. Создается впечатление, что каждый исследователь стремится подогнать под собственное этническое или богоугодное разумение события давно минувших дней. Надеюсь, это заметите и вы.

Переход образа божества воды в повелителя земли Якобсен обьясняет следующим образом – изначально Энки был водным божеством, а возможности воды многогранны. В частности, вода позволяет глине (абзу) быть пластичной и способной принимать всевозможные формы, из которых затем могут быть сформированы разные предметы – таблички для письма, статуэтки и т.п. О этом божественном "производстве" свидетельствует также имя Нудимуд – кому дано право творить, производить (велика роль воды в удобрении земли – заставляет её производить, дать плоды). Следовательно, согласно Якобсену, будучи водным божеством, Энки становится "менеджером производства" из глины и настоящим "властителем" плодородной почвы, Властелином Земли.

С. Крамер же считает, что такое имя своему богу дали жрецы, которые хотели, чтобы именно Энки, а не Энлиль, занял лидирующее положение в месопотамском пантеоне, т.е. именно он (Энки) – владыка земли и, следовательно, проживающих на ней людей. Крамер утверждает, что комплекс "enki" первоначально был эпитетом семитского божества, который был заменен шумерскими теологами – "Здесь, в Эриду было местное божество по имени ЭА и честолюбивые богословы этого города, жаждующие сделать его верховным божеством страны, выдвинуть его претензии на господство над землёй, и пытались защитить свои права, применили к нему эпитет эн-ки, "Владыка Земли", которое затем стало его шумерским именем". Так считает С. Крамер.

Другие (в частности П. Михайловский) думают иначе. Согласно их теории, Энлиль, который был семитом, пришедшим в шумерский патреон, отнял у Энки место ведущего божествы Шумера. С другой стороны, "узурпация места Энки" могла возникнуть в результате упадка города Эриду, из за географических факторов, которые привели к появлению Энлиля, давшему старт  соперничеству между двумя – концепция богословов Эриду (святилище Энки) и Ниппура (святилища Энлиля).

Есть также теория, что "кi" в имени этого божества к земле отношения не имеет – это вовсе не "ki", а некое другое слово с оттаявшей согласной k – (kig) с непонятным нам значениям. В частности, Соллбергер утверждает, что "kig" здесь означает "расположение, любовь, благожелательный". Следовательно, (d) EN. Kig – это Господь Доброта, Господин Милосердия. Сторонники этой теории отождествляют энки с западно-семмтским божеством Эль, который назывался как раз-таки "благожелательным" в угаритских мифах и обитал в русле двух священных рек.

Эль, Элоах, Ил, Илу – в западносемитской мифологии верховный Бог-Творец Угарита и Финикии. Почитался также и некоторыми народами Ханаана. Дворец этого седовласого и мудрого Творца стоял на горе "у усточника Рек, у истока обоих Океанов", вдали от мирской суеты.

Согласно другой теории, шумеры не были первой языковой и этнической группой этого региона и, следовательно, поиски к пониманию имён первых божеств следует вести на пластах более древнейших слоев исследования – загадку имени Энки следует искать в тайнах протоцивилизации. Из этого следует следующее: не имея шанса найти эту архаичную протоцивилизацию со своим языком и при отсутствии какой-либо другой более убедительной аргументации имя Энки следует перевести как "Повелитель Земли" или "Господь Доброта".

Как бы то ни было, этимология имени EN.KI до сих пор остается неясной. Наше мнение будет изложено позже, когда разбросаные знания соберутся воедино.

Аккадское имя Энки – ЭА, которое писалось как (d)E.A, часто трактуют, как "Храм воды", дословно переводя шумерское написанное, т.к. в шумерском E – дом, хозяйство, двор, храм, надел земли, а также детерменатив перед существительным обозначающим здание, храм;

A – вода, семенная жидкость, потомок, отец.

Крамер, исходя  из вероятности того, что имена Тигр и Евфрат, (Идиглит и Буранум), а также названия некоторых городов могли иметь т.н. "убейдское" происхождение, заключает, что имя ЭА также могло быть убейдиским. Далее, в рамках своей логики он утверждает, что возможно убейдцы были теми, кто мог принести водный культ цивилизаций долины Инда в Месопотамию и в качестве отправной точки фиксирует, что культ водного божества прочно утвердился в долине Инда.

Для начала отметим, что каждое высказывание, касающееся этимологии, на самом деле является лишь предположением, которое порождает цепочку новых вопросов и сомнений. Если допустить, что, хотя бы одно предположение является ошибочным, то вся построенная на ней череда должна быть бракованной.

Никто не знает, кто такие т.н. убейдцы, откуда они пришли и куда ушли. Наших знаний об их языке – ноль, а обнаруженные странные рептилоидные статуэтки и артифакты скудны и лишь могут позволить высказать всевозможные предположения о них. Да и само название является условным – по памятнику Телль-эль-Убейд в южном Ираке, где были впервые обнаружены типичные находки "убейдского" стиля. Кстати, крупнейшим убейдским поселением на этой территории считается тот самый город Энки, Эреду – первая, согласно шумерским легендам, столица "царственности" после прибытия людей с "райского острова Дильмун". Как бы невероятно это не звучало, именно здесь мы фиксируем, что следы т.н. убейдской культуры обнаружены и на территории современной Армении, в Сюнике. Следовательно, т.н. убейдцы с юга или из долины Нила пришли в горы Араратские или наоборот? Вопрос оставим без ответа.

Касательно культа воды можем одназначно утверждать, что водные потоки и тем более их источники всегда были священными  у большинства древних цивилизаций и таковыми являются и для современников.

Крамер прав относительно движения богословских идей с одной территории на другую или от одной цивилизации к последующим. Но почему из Инда в Месопотамию? А может, наоборот, или может быть отправная точка где-то в другом месте? Почему, в частности, не обратить внимание на Аратту, на Араратские горы? Ведь в этом случае у нас будут не просто голые предположения, а разнохарактерные доказательства из разных эпох и цивилизаций – от артефактов (образ Энки с потоками рек Илиглат и Буранум), множества шумеро-аккадских письменных свидетельств р священности истоков великих рек региона и связи бога Энки/Эа с этими истоками до каменных мегалитов "вишап" у горных озёр и источников в Армении.

Кроме указанного следует отметить, что порой первоначальные шумерские образы богов очень трудно очистить от последующих семитских наслоений. Является фактом то, что с приходом семитов древнешумерские божества в какой то мере сохранили  свои прежние имена. Но появился и ряд новых богов уже с семитскими именами. Так, так, богиню Инанну стали называть Иштар (у аккадцев – Эштар, у ассирийцев – Истар, у западных семитов – Аштарт, Астарта), бог Уту, связанный с солнцем, просто получил название Шамаш – солнце (у) евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у амореев и ассирийцев – Самсу, Самас) и т.д. Это же не значит, что они получили семитское происхождение?

Прав господин Крамер, когда говорит о движении людей и культов. Только откуда и куда? Надеюсь, найдём ответ без преподнесенных "маяков".

Согласно гипотезе Якобсена, древнее имя Энки должно быть Абзу – подземный пресноводный океан, позже понимаемый как владение и место проживания самого Энки. Рассмотрим и эту версию: E от EN = Владыка, Господь, а А первая буква от APZU. Следовательно, E.A может быть сокращённым вариантом от EN. APZU – Хозяин, Владыка АБЗУ! В качестве доказательной базы этой весии обратимся к легенде Энума элиш, первая таблица которой свидетельствует:

... Всеведующий Эа придумал выход.

Он создал образ, завершил и закончил,

...Излилась дремота, сном окружила –

Апсу усыпил он сном излиянным...

...Эа перевязь снял, сорвал тиару –

Апсу сиянием овладел он,

Апсу сковал он и предал смерти.

...Он возвёл над Апсу себе чертоги,

.."Апсу" нарёк он покои, кумирней сделал

Для брака святого их предназначил.

Там с Дамкиной, супругой, возлёг Эа в величье.

В покое судеб и предначертаний.

Четвертая таблица оповещает, что после победы над Тиамат молодой Мардук/сын ЭА...

...Мечты Нудиммуда исполнил Мардук храбрейший...

...Подобье Апсу, чертог Нудиммуда, он измыслил.

Размеры Апсу измерил Владыка.

В качестве умозаключения из приведенных строк можем зафиксировать что, победив Отца Абзу, молодой Нудимуд становится EN APZU = Владыка Апсу = EА. Таким образом, Энки берёт на себя все функции Абзу, в том числе его оплодотваряющую способность как повелителя вод и повелителя семени. Вспомним первые строки легенды

" Энума элиш:

When the heavens above did not exist,

And earth beneath had not come into being-

There was Apsu, the first in order, their begetter,

 And demiurge Tia-mat, who gave birth to them all;

They had mingled their waters together

Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что всё породила.

Воды (А) свои воедино смешали

Обратим внимание, что шумерское "А" имеет значение семенная жидкость и согласно одному из текстов именно Энки своими семенами породил водные потоки Тигра и Евфрата и наполнил их жизнью.

Чтобы доказательная база была более убедительной, приведу пример уже из другой эпохи: EN. APZU = Царь Апзу = Сер Апис! Именно это божество считалось "отцом" Александра Македонского и именно в храме ЕА/СЕРАПИСА пытались спасти жизнь отравленного полководца.

Согласно Арриану, когда Александр Македонский был уже смертельно болен, его друзья решили переночевать в храме Сераписа, чтобы получить во сне предсказания оракула и возможности спасания царя. Действие происходит в Вавилоне, и было зафиксировано в "Эфемеридах", официальном дневнике, который вёлся при дворе Александра. Некоторые исследователи указывают на то, что "храм Сераписа", названный так Аррианом, мог быть на самом деле храмом бога ЭА (Энки), эпитетом которого было Sarapsi – "Царь Глубин", "Царь Бездны", или "Царь Океана". Возможно поэтому в отдельных случаях Сераписа изображают в виде Змея.

Его называли "Драконом Мудрости" или "Священная Змея". Змея на его изображениях присутствует всегда. Иногда  Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или присутствует на левой ноге. Иногда Серапис стоит на змее, драконе, или другой рептилии, используя его как постамент, основание.

Учтём, что змея является одним из символов Бога Энки!

Имя Сераписа в египетских иероглифах. Последний иероглиф означает "бог, царь"

 

73

 

Как бы там не было на этом этапе можем заключить, что ЭА есть Владыка, Господь Воды, Жизнетворящего семени или просто Владыка АБЗУ – Господь изначальной (отцовской) мудрости, знания. В качестве доказательной базы приведу ещё одно свидетельство, где Энки назван Владыкой Абзу

В стародавние дни, когда судьбы решались,

В изобильный год, порождённый Аном,

Когда люди, траве подобно, из-под земли пробивались,

Владыка Абзу, царь Энки,

Энки – владыка, решающий судьбы,

Дом свой из серебра-лазурита построил!

А может Владыка Мудрости Воды? Ведь если "АР" буквально означает "озеро, море, много воды", то "ZU" как существительное = "мудрость, знания", а как глагол "знать, понимать, постигать, осозновать, быть знающим, сведущим".

Следовательно, в контексте мышления древних жрецов AP.ZU или ZU.АР мог ассоциироваться с мудростью, сутью, таинством, порождавшим жизнь изначальной водной бездны! Ведь именно Энки был постигшим и держателум сути МЭ! Он был хранителем и повелителем мудрости ZU из глубин AP!

Но на этом загадки незаслуженно забытого Творца не заканчиваются, и из трудов Г. Мартиросяна мы получаем новую подсказку. Оказывается, клинописные знаки EN/E имеют варианты прочтения AR.AR! Теперь внимание! Слово "ТВОРЕЦ" по армянски звучит "APAP – ич", где суффикс "ич" указывает на принадлежность  к данному действию (например, "нкарИЧ" – художник, где "нкар" = картина, или "таргаманИЧ" – переводчик, где "таргаман" = перевод). Именно здесь следует вспомнить значение имени Нудимуд – кому дано право творить, создавать, производить! Ведь нкарич создает картины, таргманыч труды перевода и так все мастера. Все они "нудимуды" – создатели, творцы, производители вещей и идей!

Вам этого мало? Тогда рискнём продолжить наше странствие.

П. Эспак считает, что ЭА всегда позиционировался как семитское божество, и поэтому, скорее всего, его имя имеет семитское происхождение и, следовательно, надо найти семитскую этимологию. Он приводит возможное значение имени, образованного якобы от ивритского        

 - חיслова "хай" 

"существующий", "живой", "существо", (например, выражение

אלהים חי – Элоhим хай = Элоhим (Боги) живы

Но где были семиты, когда древние жители этого региона ассоциировали божество с оплодотворяющими землю водами, почитали как Владыку живущих на земле, Повелителя Жизни, Творца и Создателя цивилизации, как Живого Бога?!

Вспомним, что по мнению некоторых учёных, имя ЭН.КИ имеет дошумерское происхождение и по всей видимости принадлежит другому этносу с другим наречием единой речи, которую  "увы, не удается обнаружить". Рискну дать подсказку и для начала наполню, что шумерские знаки "KI/KE" среди прочего имеют значения "жизнь"! Видимо именно данное значение для П. Эспака и согласных с ним толкователей служит основанием утверждать о связи шумерского "KI/KE" с ивритским словом  "хай"

-     חי

"существующий", "живой"! Теперь ещё раз прошу вас быть внимательными: в северной Месопотамии, в Араратских горах, до сих пор живёт народ ХАЙ – армяне, на языке которого слово "ЖИТЬ" будет "КЕал", где корнем является "КЕ", а "ал/эл" всего лишь глагольное окончание (например, гнал – идти, нкарел – рисовать).

От корневого "КЕ" образовалось другие армянское слово "КЕанк" – "ЖИЗНЬ", где окончание "анк" указывает на множественное число (например, сранк – эти, или нранк – те).

Прежде чем рискнём приблизиться к главнейшей тайне нашего повествования, предлагаю вам на миг остановиться и лицезреть ещё один штрих к образу Великого Создателя. Надеюсь, вы обратили внимание на то, что по ходу всего повествования (как и во всех последующих разделах) нас сопровождают слова.определения с одним и тем же значением – жизнь, живой, сужествующий, вода и т.д.

Это не зря!

 Одно из важнейших свидетельств шумеров (миф "Энки и мировой порядок") начинается хвалебным гимном в честь Энки. Говорится, что этот бог следит над вселенной, отвечает за плодородие полей и стад. Затем рассказывается, как Энки плывёт в своей ладье по водным потокам и оглашает "судьбы земель" и осуществляет действия, жизненно необходимые для плодородия этих земель – Он оплодотворяет, наполняет жизнью орошающие эти земли источники.

Встав у истоков Тигра и Евфрата, Он испускает "семя жизни", и потоки воды наполняется свежей искристой водой, а болота и заросли насыщаются тростником и рыбой.

Когда отец Энки поднялся над Евфратом, Встал он гордо, как необузданный бык,

Он поднимает пенис, он извергает семя.

Наполнился Тигр искристой водой.

...Так Тигр отдается ему, как неистовому быку.

Он поднял пенис, принёс свадебный дар,

Дал Тигру радость, как большой дикий бык, что дал рожденье,

Вода, что принёс он, искристая вода...

...Бог, венчаный диадемой на царство,

Возложил долговечную тиару царства,

Он ступил на земли левую сторону,

Процвела земля для него.

Как принял он скипетр в правую руку,

Чтобы Тигр и Евфрат "ели вместе"...

...Он выкликает болота, поместив туда карпа и ... рыбу,

Он выкликает заросли, поместив туда... – тростник и зелёный тростник.

Энки испускает семя и дает жизнь рыбам и тростнику!

В последующие тысячилетия во всех цивилизациях и религиях рыба стала символом Создателя и Спасителя!

Со времён глубокой древности рыба ассоциировалась с Учителями, мировыми Спасителями, прародителями, мудростью. К символу рыбы имеют отношение индуистский Вишну, египетский гор, Халдейский Оаннес, а такжжжже Христос – ведь именно рыба является первым символом христианства.

Символизм рыбы тесно связан с символизмом воды, водной стихии. В самых различных мифологиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни – в глубинах вод скрыто знание, которое трудно (или невозможно) добыть человеку, но которое доступно рыбе. Поэтому рыбы, свободно обитающие в воде, но которые доступны рыбе. Поэтому рыбы, свободно обитающие в воде, в первозданном океане, наделяются демиургической силой, а также в ряде мифов оказываются предками людей. В других мифах рыбы выполняют функцию демиурга, т.е. участвуют в сотворении мира: например, рыба приносит со дна первозданного ил, из которого создается суша, или же служит опрой земли.

А как сложилась судьба тростника – ведь в ранних царских надписях третьего тысячилетия до нашей эры уже упоминаются "тростники Энки"?!

В мифах разных цивилизаций тростник ассоциировался  с понятиями "царственность, власть, божественная забота, покровительство, письмо, литература, знание, оплодотворение", а также "жизнь" и "смерть".

Шумеры наделяли тростниковые заросли особым смыслом. Тростник знаменит был не только тем, что был превосходным местным строительным материалом, использовался для плетения корзин и контейнеров, но и тем, что стал первым инструментом писца. Поэтому тростник стал символом самого процесса письма, знания.

Тростник всегда растёт у воды, в заболоченных местах, и поэтому его заросли выступают как символ плодородия и жизни. Одновременно тростник символизировал вход в иной мир – в подземное царство.

76

Возможной причиной этого является то обстоятельство, что именно в тростниковые заросли за пределы городских стен часто переносили мёртвых или безнадёжно больных.

Если тростник для шумеров служил первоматериалом строительства святилищ, то для армян он служил способом рождения Бога Ваагна – из водных глубин, в муках рождения, через ствол "тростника Энки"!

Ваагн, Вахагн – согласно википедии в древнеармянской Бог огня, войны и бури, герой змееборец, вероятно также громовержец. Впервые упомянут армянским историком 4 века Фавстосом Бузандом. Наиболее подробно о нём пишет Мовсес Хоренаци (около 410-490 гг.) в своей "Истории Армении", в которой он рассказал, что сказания о Ваагне исполнялись под музыкальное сопровождение: "Мы собственными ушами слышали пение этой (песни) в сопровождении пандирна. Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их, и приписывалось ему некоторые подвиги, очень похожие на Геракловы. Говорят, также, что он обожествлён: в Иверской стране почитали жертвоприношениями его статую, сделанную в рост".

Хоренаци передал нам текст этой старинной песни в честь Ваагна с описания его рождения и некоторых черт внешности:

Перевод:

Небеса и Земля были в муках родин,

Морей багрянец был в страдании родин,

Из воды возник алый тростник,

Из горла его дым возник,

Из горла его пламень возник,

Из того огня младенец возник,

И были его власы из огня, Была его брада из огня,

И, как солнце, был прекрасен лик.

Теперь вновь вернемся к утверждениям, что имена Эн.Ки или Э.А принадлежат к семитским языкам или, по другой версии, являются неизвестного происхождения. Видимо, прав прозаик Козьма Прутков, утверждая: "Зри в корень!" Последуем этому совету и рискнём приблизиться к главнейшей загадке давно ушедших эпох, когда на земле правили Боги, а Творец радостно воскликнул HA. Ia – ДА БУДЕТ!

 

78

 

Пиктограмма и клинописное изображение этого мига творения выглядит так "рыба" и "сосуд"! Это и есть, увы, предательски забытое, но величайшее, самое сакральное Имя Творца, оставившее неизгладимый след на истоки всех цивилизаций! Это слово.Код и сегодня является важнейшим в словарном богатстве людей разных рас и веры на разных континентах нашей Земли!

Думаю, что именно здесь, в этом слове, кроется ответ на волнующий французкого писателя Леона Блуа вопрос: "А ты знаешь, что такое армянский народ? Это народ, который среди всего человечества имеет самую таинственную историю"!

Вы готовы рискнуть и попытаться угадать и эту тайну? Если ответ положительный, то для начала уточним:

Исследователи этнонимов (от греч. Ethnos – племя, народ и onoma – имя) утверждают, что большинство из них сложилось в давние времена, очень многие – в первобытной древности, а само появление этнонима/самоназвания – чрезвычайно важный шаг в развитии общества. Это означало, что её члены осознали свою группу как особое культурно-языковое единство, с единым для всех происхождением, мировосприятием, и указывало на её отличие от всех других общностей.

Следовательно, для нас важно прикоснуться к этому истоку – к роднику первоначальной истины; ведь именно так звучит этноним армян – HAI, и именно так звучит передающее Суть Творения ещё одно имя бога Творца – NUDIMMUD, ENKI, Е.А!

HA – Ia

Теперь по порядку. Первый клинописный знак в виде восьмиконечной звезды, как уже знаем, = AN = digir = d = Бог

То, с чем столкнёмся в последующем, покажется невероятной мистикой, но это факт, это действительность – реальное историческое свидетельство из глубины давно ушедших времён.

Второй клинописный знак – "рыба" – дает силлабическое прочтение HA (ha) как "h" = много + "a" = вода.

Но это не обычное значение для рыбы ( ku или kua ), а альтернатива, и является предикативным и аффирмативным вербальным префиксом: выражает разрешение, позволение, в самом деле, действительно, конечно, несомненно – "да" (в вырожении "Да будет!")

Обратим внимание, что совершенно фантастическим образом армяне в быту и сегодня пользуются выражением " (ha) в том значении, что и шумеры – "ДА"!

Третий знак, который в пиктограмме изображается в виде сосуда, имеет прочтение NI, но в данном случае выступает как IA, обозначающий "масло, жир". Здесь также наблюдаем не обычное, не бытовое значение слова, а некое религиозно-церемониальное составляющее: мирро, специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания, хранящегося в особом сосуде – мирнице.

Для шумеров масло было признаком присутствия Бога, вещественным выражением божественной воли. Ведь и сегодня масло для освящения, мирро, считается материальным проявлением божественной благодати. С помощью мирро обычные постройки превращаются в места поклонения, а обычные светские предметы становятся ритуальными.

80

В мифе о герое потопа Атрахасисе утверждается, что при сотворении человека богиня Нинхурсаг/Нинту произносит:

Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает!

Следовательно, только Энки имеет право освящать = помазать маслом = одобрять = сказать HАI – "Да будет!"

Мы замечаем, что в двух составляющих имени HA.Ia речь идёт о важнейших действиях Творца – в первый миг Творения Он произносит HA (ha) – дает добро, проявляет свою волю, оповещает о своем решении, и только потом указывает на способ исполнения этой воли путём помилования/освящения как на материализацию этой воли!

Он дает Имя/Сущность – МЭ, после чего некое/нечто становится существенным, существующим, живым! Это и есть древнейшее таинство слова HAI, и именно поэтому оно имеет значения "жизнь, живой, существующий"!

Но причём здесь слова Л. Блуа о таинственности истории армянского народа? Неужели вся загвоздка в возможном совпадении Имени Творца с этнонимом армян?

Именно тут обратимся к ещё одной грани армянского наследия, согласно которой "ДА БУДЕТ" звучит – "ЕХ ИЦЕ", где "Ех" и есть IA (I) – "масло", со значениями "существование, творение, созидание, созданный", точь-в-точь передающий смысл божественного акта.

Наследие армянского языка дает обьяснение и второму составляющему этого могущественного слова – "ИЦЕ" = "быть, существовать" – то же самое, что шумерское HA (ha) – добро/одобрение!

Таким образом, шумерский HA.Ia – "Да Будет, и есть армянское – дословно СОЗДАН ДА БУДЕТ, СУЩЕСТВУЕТ ПУСТЬ, ПОМАЗАН ОСВЕЩЕН ПУСТЬ БУДЕТ!

В армянской религиозно-церковной лексике воля Творца "ДА БУДЕТ" и сегодня звучит "ЕХ ИЦЕ"!

 

81

 

Прежде чем получим возможность осмыслить изложенное, поделюсь ещё одним откровением: слово HAI, кроме прочего, на армянском языке значит "ЧЕЛОВЕК" – тот самый венец творения!

Если ты = Человек, созданное и освещенное самим Создателем живое и разумное существо, то давайте воспользуемся эти разумом и рискнём прикоснуться к ещё одному составляющему древнейшей мозаики – тайнам забытых времён: есть такое понятие, как экзоним (от греч "экзо" – вне + онома "имя") – т.е. то, как этнос именовался внешними сообществовами = соседями. А соседи страну Хайа именовали АР.МЭ. ния = страна АР. МЭ, а проживающий на этих землях народ АР.МЭ.н – армяне!

Теперь разберёмся, откуда берётся этот синоним – почему древние соседи этой страны употребляли термин АР МЭ: вспомним, что АР, кроме того, что является одной из прочтения имени Творца, также имеет значения светить, сиять, а МЭ – это божественные законы миропорядка.

Есть и другой АР – со значениями: существительное (по)хвала, восхваление, слава, глагол восхвалять, славить; прилагательное яркий, светлый, ясный.

И другой МЭН – корона, тиара (метафора священной власти).

К месту напомнить характеристику Аратты в землях Арарата – страна сияющих, лучезарных, божественных законов и правил, норм и канонов, место Совета Богов!

Следовательно, жителей священной гористой страны Аратта могли почитать как людей АР.МЭ, в последующем ставшей экзонимом.

Есть ли продолжить толкование изложенного, или вы способны узреть самостоятельно? Надеюсь на ваш разум, ибо предстоит соприкаснуться с новыми, порой невероятными откровениями.

Напомню, что Энки был связан с южной полосой созвездий, называемых звёздами ЭА, но с Его именем связанно также созвездие  MUL.AS.IKU – более известное как Поле (Квадрат Пегаса), где MUL. Есть звезда, планета, AS буквально означает "один"; "единственный"; "первый" (!), а IKU = поле.

У шумеров это созвездие, с одной стороны, воспринималось как небесное отражение первозданного поля в цикле выращивания зерновых кукльтур, а с другой, как звездное обиталище\храм самого Энки?

Причём здесь греческий Пегас?

 

82

 

То, что древнегреческие мудрецы все свои знания черпали из Месопотамии уже не вызывает сомнения: как "Энума элиш", так и другие протоколы деяния древних богов вдохновляли как семитских писарей, так и Геосида и Птолемея, которые передали нам повествование о крылатом коне Пегасе, рождённом Медузой Горгоной от повелителя морей Посейдона!

Для одних, происхождение имени Пегас неясно. Иногда оно сопоставляется с эпитетом лувийского Бога грозы – pihassasis "сияющий"! По другой версии, поскольку конь родился у устоков Океана, его назвали Пегасом (греч. бурное течение). Более распространённым вариантом является "источник" (!). Для этого основанием является как образ отца (повелитель морей Посейдон), место рождения (у истоков Океана), так и то, что Пегас ударом копыта в землю мог выбивать источник. Так, частности, на вершине горы Геликона возник священный источник Гиппокрена\Иппокрены (греч. конский источник), из которого черпали вдохновение музы.

Не вдаваясь в многослойные подробности как месопотамского и греческого наследия, обращу ваше внимание лишь на одну важную составляющую – связь воды с конём. Пегас был рождён от Посейдона у истоков, наполняющих океан рек. У армянских эпических героев также был конь, изначально обитавший на морском дне со стражами\вишапами Куркик\Джалали в сбруе и с мечом молнией. Если Куркик означает жеребёнок, то словарь санскрита подсказывает – jala – джала = вода!

 

Скульптура Пегаса (архитектор Макс Литтман, 1910г) в Познани. По замыслу архитектора, она композиционно объеденяется с художественным фонтаном перед театром, представляющим источник Иппокрены.

 

Статуя "Давида Сасунского с Курсик Джалали" в Ереване (автор Ерванд Кочар). Располагается в центре в центре двадцатипятиметрового бассейна. Под копытами коня перевернутый сосуд, из которого постаянно течёт вода.

 

83

 

Уже было сказано, что у всех богов шумера кроме многочисленных имён\ипостасей, были также имена в числовом выражении – у Ана – 60, у Энлиля – 50. Начиная примерно со второго тысячилетия до нашей эры, Энки упоминался в письменной форме по числовой идеограмме "40", иногда называемого его его "священным числом".

Число 40 в нумерологии в нумерологии, пожалуй, самое счастливое число! Кроме числа 40, думаю, нет ни одного другого числа, которому придавалось такое огромное значение и, в то же время, о котором люди знали так мало. Давайте попробуем восполнить этот пробел! Тем более, что религии придают числу 40 особую, "загробно-мистическую" значимость. Во всяком случае именно число 40 окруженно несметным количеством вопросов, связанных  с жизнью и смертью человека.

Каждый из нас способен несметное число раз вспоминать передававшуюся через народную память эту цифру – в мифах и сказаниях, сказках и былицах, в загаворах или религиозных текстах.

40 – одно из наиболее значимых символических чисел в Библии. Там слово "сорок" упоминается  150 раз и обозначает нечто очень знаменательное и священное, важнейшее событие в библейской истории человечества. Так как в Библии зачастую 40 связано со скитаниями, движением, путешествием, то, по мнению блаженного Августина, 40 символизирует путешествие человека по руслу жизни к её истоку, истине, которой является Бог.

Приведу пару примеров:

Всемирный потоп продолжался ровно 49 дней; 40 дней водил Моисей евреев по пустыне в Землю обетованную, 40 суток провёл Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета, 40 дней Иисус постился в пустыне перед началом своей проповеди; 40 дней после Воскрешения Христос оставался на Земле, рассказывая ученикам своим новозаветные истины. 40 дней длится Великий пост перед празднованием Пасхи и т.д.

 

В сорокалетнем возрасте Мухаммед стал пророком, купол главного православного собора в мира – византийской Святой Софии в Константинополе имел сорок "воздушных" круговых окон; Баальбекский храм храм в горном Ливане, как и многие другие, имел сорок колонн; в инкских языческих храмах изображались сорок лучей, исходящих из храма Солнца и т.д.

 

Но где исток всего этого? Почему эта цифра так мистична – "40 символизирует путешествие человека по руслу жизни к её истоку, истине"? Почему именно "40" стало числовой идеограммой Энки? Как бы не выглядело странно, но ответ очень прост и неразрывно связан с живыми смертными – с Человеком, с его рождением и смертью!

Нормальная беременность у женщины длится ровно сорок недель – 40 раза 7 дней недели равно 289 дней, или девять месяцев! 40 дней после рождения ребёнка родильница очищается, на 40-ой день принято крестить младенцев.

 

84

Имеем ли возможность найти первосвидетельства указанного? Думаю, ответ положительный.

"Сказание об Атрахасисе" является продолжением развития месопотамской темы о потопе, и известно несколько его версий. Основной является старовавилонская, записанная младшим писцом Ку-Айей в середине 17 века до нашей эры.

Первая таблица начинается с описания незапамятных времён, когда ануннаки поделили мир между собой, а игиги вынуждены были копать реки и каналы, строить дворцы и обиталища. Так продолжалось долгие годы, пока однажды игиги не возмутились  и не начали восстание. Предводитель игигов повёл их к Экуру, дворцу Энлиля. Верховный бог тут же созвал совет, на котором Ану предложил создать людей – ЛУ, чтобы на них возложить бремя тяжёлого труда. Праматерь, великая Нинту (Мами) согласилась взяться за это дело вместе ЭА. Для сотворения пришлось убить одного из богов. Из убитого бога Кингу, глины Апсу и слюны игигов были созданы люди – 7 мужчин  и 7 женщин (две недели).

...Эа открыл уста свои

Так говорит богам, своим братьям:

"За что мы с ним питаем злобу?

Их труд тяжёл, велики невзгоды.

Каждый день они носят корзины,

Горьки их плачи, их стенанья мы слышим.

Пусть Ануннаки пред тобою воссядут,

Белет-или, праматерь  богов, предстанет,

Пусть она сотворит человека,

Бремя богов на него возложим.

Труд богов поручим человеку.

Пусть несёт человек иго божье!

 

... Когда Белет-или, праматерь, предстанет,

Да сотворит праматерь потомство

Корзины богов – носить человеку!"

Кликнули богиню, позвали

Повитуху богов, мудрейшую Мами.

"О, праматерь, творец человека!

Сотвори человека, да несёт он бремя!

Да примет труды, что Энлиль назначил!

Корзины богов – носить человеку!"

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!"

Энки раскрыл свои уста:

Так говорит богам великим:

"В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищения.

Один из богов да будет повергнут,

Да очиститься боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистинну божье и человечье соиденятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,

Да живёт разум во плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!"

...В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,

Он совершил обряд очищенья.

"Премудрого" – бога, что имеет разум,

Они убили в своём собранье.

Из его тела, на его крови

Намесила богиня Нинту глины.

Чтоб вечно слышали звуки сердца.

Разум живёт во плоти бога.

Знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум.

Когда она замесила глину,

Позвали Ануннаков, богов великих.

А Игиги, великие боги,

Слюной своей смочили глину...

... Мами раскрыла свои уста,

Так говорит богам великим:

"Вы приказали – Я совершила

Вы боги повергли и его разум!

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку.

Теперь вам достанется крик человека,

Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!"

Едва услыхали они эти речи,

Кинулись к ней, целовали ноги.

"Прежде мы Матушкой тебя называли,

Теперь твое имя Владычица божья!"

 

85

 

Они отправились к дому судеб –

Эа – государь и мудрая Мами.

Богини рождения собрались,

Пред нею глины они натоптали.

Она начала говорить заклинанья,

Те, что Эа давал ей, пред нею сидя.

Когда ж завершила она заклинанья,

Отломила четырнадцать ломтей глины.

Семь она положила направо,

Семь она положила налево.

Кирпич – посредине между ними

 

..."Как власы подрезают – пуповину режьте!"

Собрались в мудрости и познанье

Богини рожденья – семь и семь их.

Семь мужей они сотворили, семь они сотворили женщин.

Праматерь создательница судеб!

Соеденили их попарно.

Пред ней попарно соеденили –

Участь людей начертала Мами!

"В доме рожающей во время родов

Да будет кирпич на семь дней установлен!

Владычицу божью, премудрую Мами да славят!

Повитуха да радуется в доме, где роды!

И когда разродится роженица –

Разрешится от бремени мать младенцем!

 

Пусть растут у женщины груди,

Пусть борода растёт у мужа

Щеки юноши пусть покрывает.

Пусть отныне и навеки

Да возлягут вместе жена и супруг её"

Собрались богини рожденья,

Воссела Нинту, посчитала сроки.

Судьбу судила на десятый месяц.

И когда пришёл десятый месяц –

В назначенный день раскрыла лоно.

С сияющим, полным радости ликом,

С главою покрытою повиванье свершила,

Опоясала чресла, благословила,

Муки насыпала, кирпич поставила.

"Это я сотворила мои создали руки!

В дом жрицы-кадишу да войдёт повитуха!

А когда начнёт рожать роженица.

 

86

 

Разрешится от бремени мать младенцем –

На девять дней кирпич да возложат!

Да будет восславлена праматерь Нинту!"

 

Есть ещё одно интересное наблюдение – армянские сторожилы говорят, что беременность длится ровно девять месяцев (40 недель) и 9 дней! Может именно об этих девяти днях говорится в сказании?

 

Когда супруг на ложе возляжет,

Да спит жена с супругом вместе!

Во время замужества и женитьбы

Пусть Иштар в доме свекра ликует!

Девять дней да продлится праздник!

Иштар да назовут Ишхарой!

В назначенный срок да свершаться судьбы!

 

Таким образом, число 40 символируют сам процесс появления нового венца творения – рождение Человека! Но где есть муки и радость рождения, там же, где-то рядом влавствует другое другое неизбежное явление – горесть и страдание смерти!

Все знают, что 40 дней душа умершего проходит мытарства и только на сороковой день участь её решается окончательно – или в рай, или в ад. Отсюда сороковины – поминовения усопших.

Интересное наблюдение – армяне как но сороковой день рождения ребёнка, так и на сороковины усопшего на стол обязательно ставят рыбу – свидетельство непрерывности наследия цивилизации!

Ещё одно интересное свидетельство об особой священности и сакральной и сакральности числа 40 мы наблюдает в ветхозаветной апокрифической Книги Юбилеев (геезз – Mets'hafe kufale, или Малое Бытие):

И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворен, мы привели его в сад Едем.

...И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней (2*40), мы привели её в сад Эдем, ибо он снят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём – свято.

... И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нём, свято.

... И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Edem, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы.

О земле Елдад, "о той земле, где они были созданы", читайте в первом томе "Тайны араратских гор" и в книге "Стан забытых богов"!

Прежде чем уйдём из мира мистики числа 40 и приблизимся к первому тростниковому святилищу Творца, хочу поделиться ещё одним наблюдением – прошу быть снисходительным, если оно будет выглядеть не так уж серьёзно; в клинописи словосочетание БОГ ХАЙя выглядит так:

Теперь обратим внимание на правописание слова ХАЙ (армянин) армянскими буквами. А  теперь немного воображения и снисходительности – если все вправе воображать и толковать, то этим правом воспользоюсь, и я!

Теперь мы вправе приблизится к первому тростниковому святилищу Творца на самых южных рубежах. Его владения!

88

  

תגובות