=Син и Яхве
Тенгиз Гудава. До и после Библии. Глава 16: Религия Шумера (netslova.ru)
Каким еретическим не покажется мой тезис, а скажу, что в поклонении шумеров Сину и поклонении евреев Яхве есть сходство. Все-таки давайте не забывать, что Авраам прибыл в Ханаан из Ура-Харрана, где был сильный культ бога Луны и даже в силу чисто человеческих причин не мог не перенести некоторые элементы старой религии на новую.
Мы, кстати, видим предельную неприязнь Библии к местным хананейским богам и культам, но никогда не к тем, что были «за рекой» (Евфратом).
Правда, солидную долю общения Яхве с Авраамом (далее с Моисеем) составляет как раз инструкции о том КАК поклоняться, как и где ставить жертвенники, как приносить жертвоприношения и т.д., т.е. как совершать литургию[10].
Но сам принцип племенной избранности представляет собой не что иное как перешедшее в новое качество монотеизма генотеистическое поклонение города «своему богу»: Ура и Харрана – богу Сину.
Началом знаменитой ветхозаветной «ревности Божьей», Его «жестокости» и «беспощадности» к иным племенам, служат слова, сказанные в самом первом обращении к Аврааму, еще в Харране:
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и
благословятся в тебе все племена земные.
(Бытие,12)
Несмотря на кажущееся противоречие между «прокляну» и «благословлю», тут выражен чисто синергический (ведь, SIN это и «фильтр»!), т.е. смыслонаправленный предикат: бог Авраама – это не бог для всех, во всяком случае, не благо для всех. Это бог-Делитель, бог-Сепаратор, бог-Ревнитель:
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Qanna'), наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня
(Исход, 20)
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.
(Исход, 34)
«Бог-Ревнитель» 6 раз повторяется в Библии и всегда это неожиданное имя употребляется как синоним отрицания других богов. «Ревнитель» - это отрицатель иного, это сепаратор «Я» от «не-Я», это иммунитет (антитело-Ягуар!) Господа-Яхве, ген Любви. Это то, что в исламе определено словом «таухид» - принципиальное единобожие: «Нет Бога, кроме Аллаха!».
Библейское Qanna' от Qana' – «ревновать», «завидовать» исходит из шумерского
kana3,5, kan3,5 : «опасение», «понимание», «тревога», «волнение»; «горе», «беспокойство». Словарное происхождение этого понятия (ka, 'рот' + ní; ne4, 'страх').
Вместе с тем, прямое прочтение KA-NA говорит о «человеческом рте», о «рте, полном фимиама» - т.е. любви, почитания.
Еще более интересен логограммный анализ:
kan3 представляет собой логограмму SAG («голова», «глава», «верх», «самость», «единое», «начало»)[11] с вклиненным в него MI («ночь», «темный», «черный»)[12].
Получается, что KAN(a) – это голова, разделенная ночью, тьмой, нечто, посередине чего проложена тень, мгла, сепарирующая, делящая «самость», Элохим!
Бог-Ревнитель, это конечно синергия Бога-Ягуара, истребляющего иное (плоть). Бог-Ревнитель – это бог, привносящий в Элохим любовь, т.е. тот момент деления-объединения, что так ярко дан в таинстве Троицы. По сути трехчленный знак kan3 являет собой эту Троицу (Элохим в миниатюре), делимую «тьмой-ревностью", но в то же время объединенную в единую главу «понимания»-«беспокойства».
Наши догадки верны: KAN-Ревнитель синергичен новозаветной Троице: значки SI и PA имеют почти один смысл «лучения», «ветвления» и отделены друг от друга как день отделен ото дня ночью. Вместе с тем, углубленная дифференциация значений SI и PA наводит на мысль о синергии с Отцом и Духом: SI – это «свет», «рог», а PA – кроме всего прочего «крыло» и «перо». Отсюда с известной долей спекулятивности можно предположить синергию SI – Отцу-Свету, а PA – Духу «в образе голубином», птичьем. Что касается срединного значка MI, то в словаре [John A. Halloran] есть потрясающая ссылка на жест, сопутствующий этому силлабу – «закрытая полость, как закрытая гортань, глотка». Иными словами, это жест ГРОБА и его синергий: Тела, Плоти, Земной Оболочки...т.е. новозаветного Сына, суть ВОПЛОЩЕНИЕ.
Кажется подозрительным наличие в имени Бога этого темного пятна, этой тьмы, посреди света. Однако это сугубо ЗЕМНОЕ преломление Бога, «заземление» Его, ВОПЛОЩЕНИЕ. И Бог создает ночь, которая отделяет день ото дня – первый алгоритм жизни, ритмика жизни-смерти и соль воскресения. Посему «ревность» это земное преломление Божьей Любви, на самом деле это качество не Элохима, а Яхве-Ягуара-Ишкура-Господа, Бога Ипостасевого, преломленного в земной среде. Ревность – это по сути, тот Рубикон, который переступает Бог в переходе от Множественности (Элохима) к Единичности (Яхве), именно Ревность-KANA Бога к человеку есть Его творческий нерв: каждый художник ревнует свой образ.
Первый «фильтрационный» выпад против аборигенов Ханаана пал на аморреев:
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе
еще не наполнилась.
(Бытие,15)
Аморреи, («марту») переходившие через Аравийскую пустыню, совершали с запада постоянные набеги на Шумер и были его злейшими врагами. Под их натиском Шумер на рубеже 3 и 2 тысячелетия страдал более всего и в итоге пал, как пал Рим под натиском варваров. Понятно, что Авраам вынес с родины глубокую ненависть к аморреям, и понятно, что бог Ура – Син – считал их деяния «беззоконием». И вот мы видим, что и «Бог Авраама», той же идеологии, что и Син…
Кто говорил Аврааму в Харране: иди – кто как не Син, которого «знал» Авраам? Ведь мы не видим удивления и смущения патриарха, которое несомненно наступило бы, если к нему обратился НЕЗНАКОМЫЙ бог. Не тот, которому Авраам молился с детства, а качественно новый, безымянный?
Вот что интересно: прибыв в Ханаан, Авраам сначала ставит жертвенник Богу в Сихеме, у дубравы Море. А далее читаем:
8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что
от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и
призвал имя Господа [явившегося ему].
(Бытие, 12)
В 13,4 он снова «призывает имя Господа».
Какое же имя призывал Авраам, если об имени Бога разговор заходит только в главе 17, там же и тогда же, когда переименовывается сам Авраам:
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог
Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я
сделаю тебя отцом множества народов;
Впервые Бог называет себя иначе El schaddai - Эль Шаддай – Бог Всемогущий и это повергает Авраама в трепет: «И пал Авраам на лице свое». Похоже, он был ошарашен, возможно, впервые Авраам уразумел, что имеет дело не с богом Сином, а именно Всемогущим.
То что Яхве скрывал свое имя от Авраама становится ясно позднее:
2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им;
(Исход,6)
Так за кого принимал Авраам Беседующего с Ним в Харране, в ханаанском Сихеме, куда он прибыл? Не за Сина ли принимал его тогда Авраам. И мы видим, что Авраам достаточно спокойно воспринимает беседу с Богом, ведет себя как со старым знакомым:
Когда Бог говорит ему:
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать
тебе землю сию во владение.
(Бытие,15)
Авраам вполне буднично спрашивает:
8 Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
(вопрос, надо сказать, актуальный и поныне…)
Совсем иная реакция у Авраама, когда Бог говорит, что он Эль Шаддай, Всемогущий, а не привычный и любимый, могущий очень многое, но не ВСЕ – Нанна, Син. Авраам «пал на лице свое», т.е. распластался в проскинезе, что делали шумеры перед царями и владыками.
На первый взгляд странным, правда, выглядит то, что пав ниц, Авраам «и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (17,17). Вы представляете человека, лежащего ниц перед владыкой и одновременно смеющегося? Такое возможно только в одном случае: при нервном срыве, при парадоксальном психозе, как хохотал Пьер Безухов: «Они хотят убить меня?! Мою бессмертную душу?!».
О, этот образ лежащего в проскинезе и хохочущего Авраама! Это образ Любви! Образ алмазного восторга и вечная икона величайшего патриарха!
Сцену можно понять так: в Аврааме произошел «взрыв мозгов» - он вдруг, впервые!, понял, что есть Божье Могущество, которого раньше не ждал, смиренно жалуясь:
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным;
распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник
мой.
(Бытие, 15)
И вдруг явная метаморфоза в отношениях с «Владыкой»: до Авраама дошло: «от меня, столетнего, будет сын?! И мой Бог сделает это для меня!!» Этот хохот, лежащего лицом к земле Начинателя словно подвел черту под теплохладным (шумерским!) боговосприятием. Эволюция в отношениях к богу, скажем так, «очень похожему на Сина», вдруг становится революцией: все круто меняется: Авраам становится отцом, его лунный бог – Шаддаем – Всемогущим тотальным божьим императивом, его потомство начинает извилистый и тернистый путь к пониманию: кто же это ИХ БОГ? Что ЕМУ надо? И что им надо от НЕГО?
А ответ был так прост:
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
(Бытие, 15)
Между тем, аморреи все «напоняли меру беззаконий» - они завоевали Шумер и основали великую твердыню бога Мардука – Вавилон (точнее возродили захолустный Вавилон, полуброшенный со времен Башни…). И ненависть к Вавилону прошла красной нитью через всю историю еврейского народа, через весь Ветхий Завет, найдя кульминацию уже в самой коде Нового Завета – в Апокалипсисе!
Т.е. через всю Библию протянулась до-библейская, чисто шумерская, урская преемственность «Син-изма» (цинизм?), конфронтационной идеологии Сина и его клана.
Так кто же разговаривал с Авраамом, кто был тем подчеркнуто генотеистическим, даже семейным «богом Авраама, Исаака и Иакова»?
תגובות